Вопрос транспортной доступности кампуса Уральского федерального университета обсудили в среду в Законодательном собрании Свердловской области. Депутатам регионального парламента представили несколько вариантов решения проблемы. Все они требуют серьезных материальных затрат, причем некоторые — постоянных. Поразительно то обстоятельство, что вопрос создания транспортной инфраструктуры для масштабного строительного проекта вынесен на повестку дня только сейчас — менее чем за полгода до ввода кампуса в строй. Подробности — в материале ЕАН.
Ввести пять общежитий для 8,5 тыс. студентов УрФУ предполагается уже в 2023 году, а учебные корпуса появятся только к 2026-му. Таким образом, в течение нескольких лет студентам придется добираться на учебу в центр Екатеринбурга из «Новокольцовского». А маршрутов общественного транспорта для ежедневного трансфера студентов нет.
Еще один важный аспект: в непосредственной близости от будущего кампуса располагаются новый жилой микрорайон «Новокольцовский», МВЦ «Екатеринбург-Экспо», Дворец водных видов спорта. Все эти объекты также требуют наличия транспортной инфраструктуры. К сожалению, застройщик микрорайона при проектировании и строительстве детально не прорабатывал вопрос обеспечения будущих потребителей общественным транспортом.
В результате кампус УрФУ и «Новокольцовский» могли трансформироваться в гетто — с возможностью выезда только на личном автотранспорте или такси.
Комитет по транспорту, организации дорожного движения и развития улично-дорожной сети мэрии Екатеринбурга предложил в качестве решения проблемы корректировку некоторых автобусных маршрутов.
В частности, маршрут № 56 "7 ключей" — "Птицефабрика" предлагается продлить до микрорайона «Новокольцовский». Маршрут увеличится на 8,4 км. Кроме того, предполагается, что обслуживать его будет 26 автобусов средней вместимости (взамен 22 сейчас). 44-й автобусный маршрут ("Метро «Ботаническая»" — "Пос. Компрессорный") будет заходить в «Новокольцовский», и взамен 4 автобусов малого класса его будут обслуживать 6 машин средней вместимости.
Автобусный маршрут № 01 ("Метро «Ботаническая»" — "Станция Кольцово") предполагается дополнить шестью машинами большой вместимости и добавить 5,8 км пути через «Новокольцовский». Воплощение в жизнь этого проекта потребует ежегодных дотаций из городского бюджета на 72,5 млн рублей. Кроме того, городу нужно будет найти эти недостающие автобусы большой и средней вместимости (снять их с других маршрутов — это создать напряженность в других частях Екатеринбурга).
Как было отмечено на заседании комитета, данное решение не только затратное. Нельзя исключать и «пробочного» фактора. Любая нештатная ситуация — ДТП, порыв трубы, дорожный ремонт — приведет к тому, что автобусы встанут в пробки. В результате и студенты, и жители «Новокольцовского», стремящиеся в центр Екатеринбурга, будут просто опаздывать.
Наиболее перспективным выглядит проект «Наземное метро». Свердловская железная дорога — филиал АО «РЖД» по графику ведет разработку маршрута «Новокольцовский». В него войдут жилой сектор микрорайона, «Екатеринбург-Экспо», кампус УрФУ, спортивные объекты, логистические центры вдоль Кольцовского тракта, аэропорт Кольцово. Предполагаемая станция Студенческая возле кампуса должна обеспечить возможность добраться до станции Первомайская в разы быстрее, чем на других видах общественного транспорта. Причем «пробочный» фактор будет полностью исключен.
А уже от перекрестка пр. Ленина — ул. Восточная (именно там располагается Первомайская) добраться до учебных корпусов УрФУ — дело 10-15 минут. Конечно, проект «Наземное метро» еще в разработке — сроки запуска не определены. Временное решение мэрией Екатеринбурга предложено. Комитет по транспорту предлагает после сдачи общежитий УрФУ в «Новокольцовском» запустить два автобуса-шаттла от кампуса до ж/д станций Лечебный и Компрессорный завод.
Еще один вариант — запустить специальные автобусные маршруты, которые будут ходить между кампусом и корпусами УрФУ, но здесь фактор «пробок» по-прежнему на повестке.
Эксперты отмечают, что развитие микрорайона «Новокольцовский» в плане строительства новых многоквартирных домов вряд ли остановится в обозримой перспективе. Потому обеспечение транспортной инфраструктуры нового микрорайона — вопрос не только злободневный, но и нацеленный в будущее.
«Ориентироваться на то, что абсолютно все новые жильцы «Новокольцовского» будут владеть автомобилями, чтобы добираться до центра уральской столицы, — очень спорная история. Концентрироваться на создании только своего «соцкультбыта» — тоже ущербный вариант. Микрорайон «Новокольцовский» — это тоже Екатеринбург, и превращать территорию в гетто по меньшей мере глупо. Поражает, что застройщик, осваивающий эту территорию, не просчитал эти вопросы заранее, а сбросил решение транспортных проблем на муниципалитет»,— отмечают собеседники ЕАН.
Обсуждение транспортной доступности «Новокольцовского» в Законодательном собрании Свердловской области поставлено на паузу. Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике запросил дополнительную информацию, в том числе и по поводу запуска новых маршрутов от будущего кампуса УрФУ до учебных корпусов вуза. Ответа депутаты ждут до 10 июля.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Артем Рябов