РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 31 июля 2023 в 09:10

Как закалялась уральская плитка: история успеха Завода керамических изделий

© ЕАН, пресс-служба АО "ЗКИ"
История Екатеринбурга, в этом году отмечающего 300-летие, неразрывно связана с крупными промышленными предприятиями. Заводы не только вносят весомый вклад в экономику города, но и активно помогают его жителям: обустраивают территории, помогают детсадам, школам, вузам. А высококачественная уральская продукция повышает имидж столицы региона на международном уровне. Завод керамических изделий, который недавно отпраздновал 60-летие, играет важную роль в истории Екатеринбурга. Именно здесь зародилось производство уральской керамической плитки, которая теперь пользуется популярностью не только в России, но и во многих других странах. Так же, как росли дома в городе – от двухэтажек до небоскребов, так и совершенствовались керамические изделия – от маленьких плиточек до крупноформатного керамогранита. Об истории производства рассказываем в нашем материале.
Хотя официальной датой рождения Завода керамических изделий считается 30 декабря 1960 года, когда была введена в эксплуатацию первая заводская очередь, летопись предприятия начинается с 50-х годов. Тогда в СССР началась эпоха массового строительства, визитной карточкой которого стали так называемые «хрущевки». Возросшая в разы потребность в стройматериалах и в том числе в керамической плитке потребовала создания крупных заводов. Неудивительно, что местом для строительства одного из них был выбран Екатеринбург, тогда – Свердловск. На окраине города были разработаны крупные глиняные карьеры, а глина – это основное сырье для производства плитки. Кроме того, город находился на пересечении крупных железнодорожных магистралей, что упрощало доставку продукции в разные точки страны.
Тогда в районе, который сейчас екатеринбуржцы называют Керамикой, практически не было ни капитальных домов, ни социальной инфраструктуры. Даже заводоуправление создаваемого предприятия разместилось в деревянном доме-пятистенке, где в прихожей находился секретарь, в одной комнате оборудовали кабинет директора, а во второй – побольше – работали главный инженер, главный механик, руководитель и сотрудники отдела капитального строительства, а также заведующий складами.
Завод керамических изделий изначально задумывался и создавался как комплексное производство санитарной керамики и отделочных материалов. Первая продукция – раковины и пьедесталы к ним, а также унитазы – сошла с линии в конце 1960 года. А уже через два года, 27 декабря 1962 года, было введено производство напольной метлахской плитки. Эту дату по праву можно считать днем рождения керамической плитки на Урале.
Прочная и долговечная метлахская плитка и сейчас сохранилась во многих социальных учреждениях, построенных в эпоху СССР. Тогда эти изделия пользовались огромной популярностью. Плитка была однотонной и малогабаритной – в виде небольших квадратиков 150х150 мм. «Красота – в простом» - так звучал лозунг тех времен, и продукция ему соответствовала.
В 1964 году завод запустил линию по выпуску облицовочной керамической плитки, причем с узором по белому фону, а в 1968-м стартовал выпуск цветной плитки.
Специалисты предприятия всегда стремились к развитию, им был присущ дух экспериментаторов. Например, однажды они реализовали проект по созданию огромных «ковров» с орнаментом и узорами из крохотных плиточек размером 50х50 мм. Работа была трудоемкой - готовые керамические квадратики перебирали вручную и наклеивали на лист бумаги размером метр на метр. «Ковер» из плиток на бумажной основе отправляли строителям. Те закладывали его в раствор, бумага отмокала, ее убирали, а плитки оставалась в ковре.
В 90-е керамическая плитка стала очень востребована в дизайне – все старались выложить ею кухни и ванные. Спрос резко возрос, и Завод керамических изделий стал производить вошедшую в моду облицовочную плитку более крупного размера. В этот период, как и большинство производственных предприятий, он переживал не самые легкие времена, но тем не менее производство не останавливалось ни на один день.
С 2001 года продукция завода стала выпускаться под брендом «Уралкерамика». Торговая марка не только приобрела популярность на Урале, но и стала особым отличительным знаком уральского региона в России и за рубежом.
В 2008 году на предприятии стартовала долгосрочная программа модернизации предприятия. Сотрудники активно ездили в заграничные командировки, перенимали передовой опыт, закупалось новое оборудование.
2018 год стал знаковым в истории предприятия. Была проведена масштабная модернизация, в которую завод инвестировал более 1,5 млрд рублей. Средства были направлены на внедрение технологических инструментов для выпуска нового для завода продукта, востребованного на рынке стройматериалов, – керамогранита, повышения объемов производства и установку энергосберегающего и пылегазоочистного оборудования, позволяющего заботиться об окружающей среде. Сегодня керамогранит применяется для отделки полов и стен как внутри, так и снаружи помещений. Керамогранит считается идеальным напольным покрытием для торговых комплексов, магазинов, метро, кинотеатров, вокзалов, аэропортов и других мест с большой проходимостью.
В этом же году завод вышел на рынок под новым брендом. На смену привычной «Уралкерамике» пришла ALMA CERAMICA. Дело в том, что к этому времени у предприятия было уже около 2000 мест продаж – как в России, так и на территории СНГ. Перед специалистами стояла задача создать что-то легкое, узнаваемое за пределами региона. Так появилась ALMA. Четыре буквы легко запоминаются, прочитываются как на русском, так и на иностранном языке. В переводе с испанского ALMA означает «душа». Этим разработчики бренда еще раз подчеркивают, что завод делает не просто продукт, а продукт с душой, который находит эмоциональный отклик у своих потребителей.
Постепенно продуктовая линейка расширялась. Теперь продукция предприятия широко известна не только под брендом ALMA CERAMICA, но и под брендами Alta Cera, Delacora, Newtrend. В 2022 году АО «ЗКИ» выпустило более 10 млн кв. м облицовочной плитки и керамогранита. С каждым годом завод производит все больше новых коллекций, только в прошлом году в свет вышло сразу 98. Это разнообразные и востребованные серии настенной плитки в форматах 249х500, 200х600, 246х740 и 300х900. Лидером продаж стали коллекции керамогранита в формате 600х600, 570х570, 20х900. А новинкой этого года стал особенно популярный широкоформатный керамогранит в размерах 570х1140 и 600х1200 мм.
На предприятии создано и успешно функционирует собственное дизайнерское бюро. Его специалисты активно взаимодействуют с зарубежными коллегами, учитывают самые современные тенденции, вносят собственные ноу-хау. Например, в последних коллекциях они нашли успешные сочетания природных текстур камня и дерева, разработали изделия с имитацией металлической поверхности и многое другое. В более чем 200 дизайнах, выпускаемых сегодня на ЗКИ, есть решения как для типовых отделок стандартных помещений (кухня, ванная комната), так и для специальных проектов.
Постоянное оснащение производства современным оборудованием и использование передовых технологий в области цифровой печати обеспечивает самую высокую детализацию и максимально естественную и точную цветопередачу задуманного рисунка. Более того, она позволяет дизайнерам использовать в работе различные необычные спецэффекты. Например, sugar-эффект придает плитке мерцающий блеск и мягкую, немного шероховатую поверхность. Deep-ink позволяет создать небольшой рельеф и глянцевый блеск на керамограните. При всем при этом конечная стоимость готового изделия остается невысокой.
Завод продолжает расширять сотрудничество с крупными строительными компаниями и одновременно наращивает сеть розничных точек продаж. Налаженная логистика позволяет предприятию доставлять изделия и в торговые точки, и непосредственно заказчикам в очень короткие сроки без удорожания продукции.
Сегодня на первичном рынке жилья Екатеринбурга представлено более чем 40 тыс. объектов. Все чаще, помимо привычной «черновой» отделки, строительные компании предлагают сразу квартиры под ключ — с полноценным ремонтом и даже бытовой техникой. Завод керамических изделий успешно сотрудничает с девелоперами, участвуя в создании современного дизайна в новых квартирах, и намерен продолжать эту работу.
Одновременно с развитием завода расширялся и район вокруг него. За 60 лет вокруг предприятия было построено жилье для работников, детские сады, были оборудованы спортивные площадки. АО «ЗКИ» продолжает оказывать поддержку школам, детсадам, больницам, учреждениям культуры и спорта. Не забывают на заводе и о своих сотрудниках — обширная социальная программа позволяет поддержать работников предприятия в любой жизненной ситуации. Активно развивается и программа обучения и переобучения на предприятии, налажена система наставничества – каждый работник имеет возможность повышать квалификацию, расти и совершенствоваться в своем деле.
Предприятие регулярно выделяет средства на реализацию соцпрограммы поддержки работников - оплачивает не только детские лагеря, но и отдых в санаториях самих сотрудников, финансово поддерживает тех, кто только создал семью или стал родителем. Не забывает завод и своих ветеранах, оказывая всевозможную поддержку участникам ВОВ, воинам-интернационалистам, участникам боевых действий. Сегодня предприятие с уверенностью смотрит в будущее и продолжает писать свою летопись, неразрывно связанную с историей города.
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября