Некоторое время назад мы писали о проблеме жителей поселка Совхозный на юго-западе Екатеринбурга. Дорога по улице Узорной и по дамбе через реку Патрушиху до школы № 55 стала очень опасной как для пешеходов, так и для машин из-за многократно увеличившегося трафика. Проезд очень узкий и не оборудован ни тротуарами, ни освещением.
На прошлой неделе история получила развитие. В конце улицы Узорной, у дома № 116, который является последним и возле которого находится один из въездов в СНТ «Надежда» и дамба через реку Патрушиху, прямо на дороге появилась большая куча камней. Но машины приспособились и стали ее объезжать по самому краю. На следующий день куч стало две, и объехать их стало уже невозможно. Весь поток, а это примерно 200 машин за 10 минут, доезжал до этого места, разворачивался и ехал обратно. Причем, что примечательно, водители не особо беспокоились о тех, кто ехал за ними следом, и не пытались даже предупредить их о перекрытии, просто молча гнали назад.
И эта куча оказалась тем выстрелом в эрцгерцога на мосту, который способен перерасти в войну (убийство эрцгерцога Австро-Венгрии Франца Фердинанда в Сараево в 1914 году стало причиной Первой мировой войны). Активные действия жителей Узорной по перекрытию дороги возмутили жителей СНТ «Надежда». Они обратились к участковому и в ГИБДД, и в тот же вечер дорогу полностью расчистили.
Садоводы, которые «объявили войну» неожиданно для «узорчан», мотивируют свои действия тем, что улица Узорная не принадлежит ее жителям, а их «дорожный произвол» ограничивает жителей СНТ в праве выбора, в какую сторону им выезжать – на Городскую или на Мостовую. Плюс через дамбу многие везут детей в школу № 55, и садоводы оперируют именно этим аргументом, говоря, что эта дорога в школу единственная. Но именно жителям СНТ проезд через дамбу не был закрыт, только для «сквозных» машин.
На самом деле к школе № 55 есть несколько автомобильных подъездов. Через дамбу на Патрушихе с подъездом с Городской – это раз. С другой стороны Городской через Предельную – это два. Через Предельную на Фигурную – это три. Таким образом, довод садоводов о «перекрытии единственной дороги к школе» оказывается не таким состоятельным, как кажется на первый взгляд людям, незнакомым с картой местности.
Вторая причина недовольства садоводов и, видимо, главная – ограничение в выборе выезда из СНТ.
В «Надежде» сейчас действуют 3 автомобильных выезда: два через автоматические ворота – на Городскую рядом с микрорайоном Солнечный и один – на Узорной, из которого опять же есть два пути – на Городскую или на Мостовую.
Мы пытались взять комментарий у жителей СНТ, которые вызвали технику для уборки булыжников с дороги, однако они отказались общаться с журналистами. Поэтому здесь мы приводим только аргументы жителей улицы Узорной.
В основном по улице теперь ездят не местные жители на легковых авто, а очень разнородный чужой транспорт: легковушки, ГАЗели, груженые КамАЗы, манипуляторы, рефрижераторы и даже длинномерные фуры – и это на узкой проселочной дороге. Жителей СНТ этот трафик особо не беспокоит, так как Узорная принимает весь удар на себя, а сад отгорожен забором с автоматическими воротами, куда могут попасть только свои. Ну разве что детям из СНТ, которые вынуждены идти пешком в школу, приходится несладко.
Забавно, что именно интересами детей, которых возят на машине жители других улиц (Кичигинской и Облепиховой), объяснили свои действия жители СНТ, вызвавшие технику для уборки груды камней.
Небольшая историческая справка: стоит упомянуть для полноты картины, что эта дорога прежде не существовала и не принадлежала городу. Люди покупали участки на Узорной, когда там были пустыри и не было совершенно никакой инфраструктуры. Это не был организованный коттеджный поселок, где о безопасности и уединенности жителей думает застройщик, а была просто индивидуальная застройка на пустом месте. Покупая участок, они сами решали вопрос с подъездом, освещением и остальными коммуникациями, за свои деньги отсыпали дорогу, тратя на это сотни тысяч рублей (в ценах 15-летней давности).
Но так как дорогу постоянно надо было «приводить в чувство», а денег у жителей на это уже не было, они передали ее муниципалитету. Теперь городу принадлежит улица Узорная от дома № 1 до № 116, благодаря этому ее стали подсыпать асфальтовой крошкой и поставили фонари (правда, и тут не обошлось без активных действий самих жителей, которые привлекли прокуратуру), однако там по-прежнему нет тротуаров.
Безымянный отрезок на дамбе не принадлежит никому, и более того – признан аварийным из-за того, что по краям находится обрыв высотой более 2 м, а ограждение отсутствует.
Ширина дороги как на этом участке, так и на самой Узорной разнится и составляет от 3,5 до 6 м, тротуаров также нет, нет и освещения. И чиновники, в частности, заместитель главы администрации Ленинского района Владимир Капустин, отвечают, что благоустройство этой части дороги не предусмотрено.
А значит, пешеходам при встрече с машинами придется по-прежнему жаться в кусты и резво отскакивать от лихачей, которые не считают пешеходов полноправными участниками движения.
Кстати, о скорости. На Узорной нередки аварии по причине малой ширины дороги и того, что водители превышают скоростной режим. Жители просили поставить ограничение в 20 км/ч, но ГИБДД установила знак 40, а это означает, что можно безнаказанно выжимать все 60. Участились случаи, когда автомобили врезаются в заборы личных участков, ломают культурные деревья, высаженные перед домом, и портят ландшафтные насаждения, не говоря уже о том, что наезд на пешеходов – в этом случае просто дело времени.
Согласно СКДФ (Система контроля дорожных фондов), улица Узорная имеет категорию 5, вид – грунтовая (засыпана асфальтовой крошкой), нескоростная автомобильная дорога с ограничением скорости 20 км/ч (а не 40, как разрешила ГИБДД!) и максимальной пропускной способностью 200 машин в сутки. По подсчетам жителей, эти 200 машин проезжают мимо них за 10 минут! А это значит, что нагрузка на дорогу превышена в сотню раз.
Каждый год она «разъезжается» от гигантского потока, что вынуждает жителей снова обращаться в администрацию с просьбой об очередной подсыпке той же крошкой.
По Генплану улица Узорная является тупиковой, и на повороте действительно висит знак «Тупик». Дорога через дамбу по Генплану вообще отсутствует и никем не обслуживается.
Жители рассказывают, что в апреле, мае и июне они вызывали комиссию на место, в ее составе были представители транспортного комитета, ГИБДД, дорожники. Просьбы к чиновникам было две – организовать тротуары и пешеходные переходы через улицу Узорную и закрыть аварийный проезд по дамбе.
Комиссия на месте согласилась с доводами, но в протоколе дала отрицательное заключение. Жители до сих пор пытаются отстаивать свою позицию, для чего обратились в прокуратуру Ленинского района.
Жители Узорной ссылаются на подобный опыт с соседней улицей Гореловской, где была точно такая же ситуация и улицу перекрыли. «Узорчане» недоумевают, почему по ним решение другое. Они все согласились пожертвовать выездом через дамбу, хотя ездят сами по ней каждый день, потому что жить, ездить, ходить, гулять с детьми и с животными стало невыносимо. Кроме шума, выхлопов от машин, наглости водителей и возросшей опасностью на дороге им приходится мириться с мусором, которым проезжающие устилают обочины. Так как дворников нет, жители регулярно проводят уборку территории.
Многие старожилы этой улицы ощущают горечь и боль от того, что то, что они создавали годами своими руками, теперь ни во что не ставится, а жизнь их по сути испорчена за их же деньги. Нередко бывает так, что водитель видит людей, стоящих на обочине, на повороте, и поддает газу, смотря им прямо в глаза. Неоднократно жители еле уворачивались, чтобы не попасть под колеса диких авто.
Вот как говорит мама двухлетнего ребенка Елизавета: «Люди думают, что мы преувеличиваем, а этих шумахеров достаточно. У меня порой создается впечатление, что не я живу на этой улице, а они. Потому что для своей же безопасности даже на автомобиле я прижимаюсь к обочине, а не они, особенно в том месте, где дорога сильно сужается.
Они едут с полной уверенностью, что встречная машина в количестве одной штуки обязана пропустить их – ничего страшного, прижмется боковиной к торчащим веткам, но сами ни за что не пропустят и не дождутся в кармане.
Мы едем на коляске с ребенком до реки, как по гофрированной дороге – она разбивается этим потоком. И ведь машины даже не прижимаются к обочине, чтобы обезопасить пешехода. С тем потоком, который двигается по улице сейчас, это должна быть полноценная асфальтовая дорога, с пешеходными зонами и пешеходными дорожками. У нас асфальтовая крошка, такого типа дороги не рассчитаны на подобную грузовую и легковую нагрузку. По асфальтовой крошке передвигаются и грузовые и легковые автомобили, и спецтехника, вся строительная техника Солнечного наслаждается видами Патрушихи, сокращая путь через нашу улицу. И ведь не они бьются за восстановление этого покрытия, а мы пишем и бьемся, чтобы нам это покрытие восстановили».
Елизавета называет позицию жителей СНТ эгоизмом – «я живу в теремке, и мне плевать, как живут люди за его пределами». Конечно, когда до твоего дома от густого трафика не меньше сотни метров, забор и несколько домов в ряд, проникаться чужими проблемами совершенно излишне. В то время как жители Узорной перестали выпускать своих детей на улицу и готовы отказаться от одного выезда из существующих двух.
Ну и напоследок самое интересное – автомобилисты, объезжающие пробку на Предельной по Узорной, выгадывают не более 5 минут. Потому что движение по Предельной у светофора в приоритете, то есть машины там не стоят намертво, просто скорость движения замедлена. Объезд по Узорной прибавляет к общему пути примерно 2 км. Получается, что все эти проблемы создают те, кто элементарно не терпит медленной езды.
Татьяна Томас