Две недели назад, 19 сентября, родительский актив школы № 22 в Екатеринбурге, откуда массово уволились учителя, поставили перед директором учреждения Ильей Смирновым временные рамки, в которые он должен был урегулировать кадровый кризис. Ко 2 октября процесс обучения в уралмашевской школе должен был быть полностью запущен. Однако, по словам родителей, к началу второго месяца учебы ситуация практически не изменилась. К работе приступил только один новый педагог – биолог. Вот-вот на работу должна выйти географ, но пока что ученики ее в глаза не видели, говорят, что у нее больничный. Удрученные родители готовят коллективное обращение в прокуратуру — по их мнению, другого выхода исправить ситуацию нет.
Директор школы № 22 Илья Смирнов, по словам родителей, «полностью закрылся» и на контакт не идет. На звонки корреспондента ЕАН он не ответил. В Департаменте образования мэрии Екатеринбурга напомнили, что ситуация по 22-й школе находится на контроле ведомства, в настоящий момент изыскиваются возможности для окончательного решения кадрового кризиса в учреждении.
На пике скандала, особенно в день приезда в школу начальника Департамента образования Константина Шевченко, среди родителей учеников началось активное обсуждение, кто такой этот Илья Смирнов, что за его репутацию бьется сам топовый чиновник мэрии. ЕАН проанализировал биографию директора школы по открытым источникам. Судя по ним — никаких сенсаций. По публичным документам нельзя сделать никаких выводов о возможной «мохнатой лапе» директора 22-й школы.
Илья Николаевич Смирнов — простой екатеринбургский учитель информатики, пытавшийся даже организовать собственный бизнес (его ИП в настоящий момент не закрыто). Впрочем, вендинговый бизнес или торговля через автоматы, вероятно, большого успеха не имела — в мае и июне 2020 года, на заре пандемии коронавируса, он был вынужден даже обратиться за мерами господдержки. Она была ему оказана на 24 тысячи 200 рублей. В госзакупках ИП Смирнов не участвовал, и проверок в его отношении компетентными органами не проводилось.
Предприниматель-педагог помимо вендингового бизнеса решил вкладывать собственные усилия в саморазвитие на учительском поприще — по данным сайта 22-й школы, в 2019 году он прошел профессиональную переподготовку по направлению «менеджмент в образовании», в 2021-м переучился на менеджера в системе государственного и муниципального управления, чтобы стать руководителем образовательного учреждения. В октябре 2022 года Илья Смирнов был назначен исполняющим обязанности директора Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа № 22. Двумя месяцами позже от приставки «и.о.» — избавился.
По данным родителей учеников 22-й школы, ссылаясь на слова педагогов, стиль руководства Ильи Смирнова отличался от привычного для учителей-стажистов. СМИ сообщали о некоем хамском отношении руководителя к педагогам, оскорблении и унижении учителей. Сам руководитель образовательного учреждения эту информацию опровергал. Однако факты — вещь упрямая: за лето — первые большие каникулы Смирнова-директора — из школы уволилось 12 педагогов. Вместо них на работу приняли девять учителей: четырех молодых специалистов и пятерых стажистов. Глава Департамента образования мэрии Константин Шевченко подчеркнул, что вопрос профпригодности, равно как и соответствия Смирнова занимаемой должности, пока не ставится, но как молодому директору, ему окажут помощь более опытные руководители.
Стоит отметить, что публичный конфликт в школе № 22 вскрыл одну важную деталь: в сфере образования — острая нехватка профессиональных кадров. В ответ на запрос ЕАН, администрация Екатеринбурга сообщает, что в настоящий момент в школах города открыто 405 вакансий педагогов. Самый острый дефицит учителей-предметников по математике, русскому языку, литературе и английскому языку. Также не хватает учителей начальных классов. При этом в школах работает 933 педагога предпенсионного возраста. Поэтому проблема кадрового дефицита может стать еще более актуальной. Не исключено, что Илья Смирнов просто стал заложником сложившейся ситуации педагогического кризиса.
Подчеркнем, ЕАН ни в коем случае не оправдывает возможного хамства директора школы № 22 Ильи Смирнова, если таковое имело/имеет место. Однако, как показывает практика, у любой проблемы — всегда несколько граней. Мы готовы предоставить возможность высказаться всем сторонам данного конфликта, если они выйдут на связь с редакцией. Пока же нам остается надеяться, что проблемы образовательного учреждения все-таки будут решены и школьники не останутся без возможности реализовать гарантированное им право на получение общего образования.
ЕАН продолжит следить за развитием событий.
Артем Рябов