Новость об аресте в Чите бывшего замминистра строительства Свердловской области Игоря Дубровина и суде над ним проскочила незаметно: читателям не стало интересно задержание чиновника. Кроме того, летом он переехал в Читу, на повышение, став министром строительства Забайкальского края. А так он последние шесть лет, с 2017 года, работал на разных чиновных постах в Свердловской области. И тут не только минстрой, но и екатеринбургский водоканал и даже структура, которая должна была заниматься строительством нового здания филармонии. И везде рядом с ним были надежные друзья из екатеринбургских строительных фирм. Настолько надежные, что сейчас проходят с ним по уголовному делу.
Игорю Дубровину 50 лет, он родился в Свердловской области, имеет два высших образования (строительного среди них нет): математическое получил в УрГУ имени Горького, а в УрГЭУ-СИНХ учился по специальности «Экономика и управление на предприятии». Дубровин заключил контракт с Минобороны в 2009 году, но время это было уже веселое. С 2013 года в структуры Минобороны стали поступать большие средства: в первую очередь по реновации инфраструктуры для хранения и использования новейшей техники и вооружения, а затем и на реконструкцию 495 военных городков и строительства жилья для военных. Основной объем работ по городкам был запланирован на 2013 - 2015 годы. Именно в это время Дубровин работал начальником регионального управления заказчика Центрального военного округа.
Примерно в 2012 году только что образованная екатеринбургская фирма «Омега-строй» начала активно заходить и выигрывать госконтракты для строительства у силовиков, но больше – у Минобороны. Так, в 2013 году компания выигрывает контракт на 27,8 млн рублей (это был практически 1 млн долларов) на строительство хранилища № 530. Кедровка, далее капремонт военного городка № 13 в Екатеринбурге (94,2 млн рублей), строительство шести хранилищ военной техники в поселке Светлый в Омской области. Нередко на тендерах «Омега-строй» составлял формальную конкуренцию фирмам, которые Дубровин тоже контролировал. Например, речь идет о компании «347 Военпроект». В 2013 году именно с ней был заключен контракт на сумму 37,445 млн рублей на подготовку проекта ремонта военного городка № 35 в поселке Светлый Омской области. В июне 2015 года в помещениях городка обрушился потолок. В результате трагедии погибли 24 курсанта третьего учебного батальона 242 учебного центра ВДВ.
Контролировало работы и « 347 Военпроект», и «Омега-строй» ведомство, в котором работал Дубровин.
«Омега-строй» была небольшой, для наблюдателей – не очень понятно откуда взявшейся, однако некоторые уверяли, что она имеет отношение к строительному блоку мэрии Екатеринбурга, которая, как тогда считалось, была в жесткой политической оппозиции губернатору Евгению Куйвашеву.
Проверить, кто стоял за «Омега-строем», невозможно, но в 2023 году нежная дружба коммерческой структуры и Игоря Дубровина в то время получила оценку силовиков. По версии следствия, Дубровин, работая в структурах военного ведомства, контролировал компанию «Омега-строй» и похитил деньги, полученные в рамках заказа на проведение строительных работ от Минобороны.
Отметим, что во времена, когда Дубровин руководил военными строителями, подряды получали и другие фирмы, связанные и с «Омега-строем», и с Дубровиным. Например, компания «Стройцентр», чей учредитель Александр Корюков был акционером «Омега-строя».
Из строительной сферы в чиновники Дубровина забрал Куйвашев: ему нужен был надежный человек на контроле строительства жилья, предназначенного для граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилфонда, а также по программам строительства жилья для бюджетников и льготников, чье финансирование идет через ГКУ СО «Фонд жилищного строительства». Не исключено, что это назначение стало частью договоренностей между губернатором и все той же «оппозиционной» мэрией Екатеринбурга: перемирие произошло в 2016-м, а строитель стал чиновником в 2017-м.
Но нельзя сказать, что Дубровин расстроился или явно стал выделять «Омега-строю» деньги под расселение жилья. Нет. «Омега-строй» выиграл сразу несколько подрядов по ремонту фасадов и замене окон на гостевом маршруте делегаций ЧМ-2018.
А вот остальные коллеги из примерно семи-восьми компаний действительно получают тендеры.
К 2019 году завершен и чемпионат мира, и крупное строительство. В том же году Дубровин стал финалистом второго сезона конкурса «Лидеры России», попав в топ-300. Отметим, что на конкурс «Лидеры России» Дубровин выходил с гуманитарным проектом – привлечение ученых-археологов, в том числе из Екатеринбурга, к работам в Сирии. Для этого Дубровин специально летал в Алеппо, сюжет о его поездке снимала программа «Вести».
В это время Дубровин уходит на пост гендиректора другой структуры, за контроль над которой борются сразу несколько групп. Очень ярко Дубровин показал себя на посту директора екатеринбургского водоканала. Именно тогда и засветились имена и всех его деловых партнеров. Так, он устроил к себе на работу помощником гендиректора водоканала Марину Русских – это на нее записан «347 Военпроект». Заместителем гендиректора водоканала по АТП Дубровин назначил другого партнера — Алексея Скоморохова. Последний некоторое время являлся учредителем ООО «Омега-строй». Главным бухгалтером водоканала стала Валентина Алексеева — родственница совладельца ЗАО «Урал-Автолайн», директором которого долгое время работал Скоморохов.
Это настолько возмутило и муниципальных депутатов, и сотрудников водоканала, что они фактически смели Дубровина с должности.
Как уверяли источники, Игорь Дубровин не прошел даже испытательный срок. «Он вообще ничего не понимает в этом хозяйстве. Это человек, который занимается экономикой и математикой. Он, наверное, неплохо справляется с задачами на конкурсе «Лидеры России», но абсолютно не готов к этой деятельности», – рассказывал тогда ЕАН на условиях анонимности один из управленцев компании. Впрочем, с учетом расхожего мнения о некоторой «ангажированности» екатеринбургской гордумы прошлого созыва, ее ориентированности на бизнесменов, заинтересованных в главном водном активе уральской столицы, нельзя исключать, что эти эпитеты менеджера водоканала были частью спланированной информационной кампании.
Талантливый управленец Дубровин недолго ходил без дела. Сразу с поста в водоканале он пересел на должность главы управления капстроительства области, что в 2020 году означало умение выживать в ковидных ограничениях и при оттоке мигрантов самому и давать выживать компаниям.
А вот в 2022 году Дубровин стал руководителем структуры, которая была создана специально под него и специально под амбициозную задачу — строительство нового здания Свердловской филармонии в уральской столице.
Теперь Дубровин назывался директором АНО «Центр развития социально-культурных инициатив» (ЦРКСИ). И действительно, он сумел договориться с Zaha Hadid Architects, была расчищена площадка и даже снесен расположенный рядом жилой дом, но потом проект был заморожен. Строительство нового зала Свердловской филармонии в Екатеринбурге планировалось начать в 2023 году, на эти цели в бюджете было заложено 150 млн рублей — это только на проектирование здания.
В 2023 году Дубровин уехал в Забайкальский край, на повышение, работать министром строительства. А руководить ЦРКСИ оставил Алексея Скоморохова, уже известного нам как учредителя «Омега-строя».
Формально силовики не предъявляют Дубровину претензий по поводу его чиновничьих дел. Но очевидно, что изучаться это будет очень пристально. И, возможно, покажет многие знаковые проекты последних лет и их исполнителей в Екатеринбурге совсем в другом свете.
Юлия Литвиненко