ЕАН совместно с Екатеринбургским рок-клубом и «Свобода Концерт Холл» возрождают традицию рассказывать о творчестве современных уральских музыкантов. Год назад мы публиковали серию интервью с екатеринбургскими рокерами, в которых они рассказывали о том, как с уходом международных звезд изменилась обстановка на локальной сцене. О том, как сегодня звучит уральский рок, какова нынешняя публика, какими новыми коллективами может похвастаться наш регион, кто из них без потерь преодолел последние кризисные годы и в полной мере может составить конкуренцию артистам федерального уровня – в новом музыкальном цикле ЕАН. В первом выпуске проекта – интервью с Маргаритой Потаповой, вокалисткой и автором песен группы «Не для всех».
- Расскажите о последнем вышедшем релизе «Доброе и темное». Вы придали новое звучание своим композициям, использовали не совсем типичные для жанра инструменты, например скрипку в песне «Давай это будешь не ты», и в целом даже невооруженным ухом слышно, какую качественную работу вы проделали, записывая треки. Где вы черпаете идеи для творчества и как скоро стоит ожидать новых музыкальных экспериментов?
- Вдохновение черпается само собой, буквально отовсюду. Все песни, которые пишутся, имеют личностную основу: что-то происходит в нашей жизни, что-то ты наблюдаешь вокруг, впитываешь в себя общие настроения – и вот этот синтез мировоззрений ты подкрепляешь своими мыслями и творишь. Композиция «Давай это будешь не ты», в которой использовалась нетипичная для панк-рока скрипка, стала близка многим, наверное, потому что с началом прошлого года у людей появилось достаточно возможностей задуматься о том, как оставаться человеком. Люди, живущие в одном доме и сидящие за одним столом, были разрознены вещами, выше которых, казалось бы, надо быть. И несмотря на то, что в песне нет никакой конкретики, она как раз показывает, как тяжело человеком оставаться.
Мы сами пережили очень непростой период: на тот момент у нас уже полгода не было концертов, мы занимались только созданием новых песен.
И нам захотелось применить скрипку в том числе потому, что зрителям мы запомнились музыкантами, под чью музыку можно потрясти башкой, повеселиться, хотя на самом деле наши веселые песни – о крайне невеселых вещах. Конечно, мы понимали, что это может многих удивить, но мы придерживаемся правила делать музыку так, как мы чувствуем, без привязки к жанру.
Наше звучание изменилось еще и за счет того, что у нас поменялся состав, например полностью поменялась ритм-секция. Музыканты стали технически более подкованны, появился смысл больше вкладывать средств и времени в то, как будут звучать песни. Сейчас мы записываем два новых сингла, один из которых снова будет повеселее, в лучших традициях группы «Не для всех». А вторая композиция, пожалуй, самая ультраличностная, которая у нас есть, от первого лица. Как сказал наш басист, после нее «Дайте мне белые крылья» "Порнофильмов" должна пойти на хрен (смеется).
- Когда ждать душераздирающего релиза?
- Синглы выйдут не одновременно, потому что между ними слушателю желательно передохнуть, так как они очень разные. Еще мы планируем снять дебютный клип на одну из готовящихся к выходу песен.
- В прошлый раз мы говорили о том, как группа переживала пандемию. А как коллектив чувствует себя сегодня, спустя два этих непростых для страны года? Существовал ли риск роспуска состава?
- Даже мысли не возникло о том, чтобы все бросить. Нас все еще четверо, у нас классический состав: бас, барабаны, гитара, вокал. Из первоначального состава группы сегодня только двое. Не было никаких ссор, просто так сложилось: где-то были сильнее обстоятельства, где-то человеческие приоритеты, которые необходимо уважать. В нынешнем коллективе царит околосемейная атмосфера – у нас по-другому быть просто не может. У нас был насыщенный летний фестивальный сезон, нужно было сыграться, мы интенсивно репетировали часов по пять, чтобы все сработались. Мы хорошо покатались, расширили географию и спелись в прямом смысле. Знаете, бывает, что человек неплохой, но так себе музыкант. Или, наоборот, прекрасный музыкант, но как человек невыносим.
Здесь же два в одном. Меня посещает чувство, что все так, как и должно было быть, потому что это прекрасные люди и прекрасные музыканты.
У меня ни разу не было мысли о том, чтобы все бросить. Мы все одинаково верим в то, что делаем. Каждый из нас имеет свой непростой бэкграунд, каждый что-то пережил, что-то в себе преодолел, но остался при этом в музыке.
Значит, это точно не просто так. И было бы очень странно вкладывать столько сил, времени и средств в дело, в которое ты не веришь. Я никогда ничего не делала и не делаю просто так, и, если бы я не была уверена в людях, которые этим со мной занимаются, я бы всего этого не делала в принципе.
- Есть творческие или идеологические разногласия внутри группы? Как вы их избегаете?
- Конфликтов никогда не было, только конструктивные дискуссии. Поскольку у нас все музыканты участвуют в аранжировках, мы все прислушиваемся к тому, кто какие варианты предлагает. Мы можем где-то поспорить, но это такая мелочь, особенно после того, когда в результате звучит что-то интересное и классное. К тому же у нас есть вещи, которые оговариваются изначально, и какие-то странные любительские идеи в ущерб общему звуку, конечно, не рассматриваются. Во всех фундаментальных вопросах мы единогласны, для меня это залог творческого счастья. Мы вообще какие-то белые и пушистые, не конфликтные.
- А как ладите с другими коллективами? Существует ли явная конкуренция или борьба за внимание слушателя между местными рокерами?
- Тут все зависит от того, под каким углом ты сам на это смотришь. Вот у меня такой принцип: ты не участвуешь в войне, пока ты в нее не ввязался. Если кому-то очень плохо спится от нашего существования, но мы ничего для этого не сделали, то это не наши проблемы. Я точно могу сказать, что мы ни разу никогда и никому из коллег не гадили. Мы нормальные люди и никогда не против того, чтобы пойти навстречу – одолжить какому-нибудь барабанщику железо на выступление, подвинуться по таймингу и уступить другому коллективу. Это же заметно, когда группа не ходит и не обсуждает других, а просто работает над собой. И потом, если что-то или кто-то не нравится мне, это не значит, что это что-то или этот кто-то – г*вно. На каждую музыку найдется свой любитель, поэтому только зритель может давать оценку.
Я думаю, конкурировать нужно с самим собой в первую очередь. Работай, становись лучше, оттачивай навык, старайся интереснее подать свое творчество. Если слишком зацикливаться на том, чтобы быть лучше других, у тебя на саму работу времени не останется, потому что ты будешь слишком вовлечен в чужую жизнь.
Я сама стараюсь поддерживать местные группы, где-то послушать лишний раз, лайкнуть, прокомментировать. Не знаю, может, это только мы дурачки деревенские, добренькие (смеется).
- Изменился ваш слушатель с момента нашей предыдущей встречи? Кто сегодня ходит на рок-концерты в Екатеринбурге и других городах области?
- В лучшую сторону изменилась ситуация по части интернет-прослушиваний, аудитория сильно помолодела. Мы неплохо вложились в рекламу релиза, и результат нас удивил: по статистике онлайн, нас слушают пользователи в возрасте 20-25 лет, а на концерты ходят люди постарше, более платежеспособные. Процентов восемьдесят зрителей в зале – мужчины около 30 лет. Это притом, что песни с женским вокалом обычно воспринимаются как девчачьи. К счастью, мы перешагнули уже давненько тот порог, когда на наши концерты ходили только друзья.
- То есть площадки не опустели?
- Нет. Спад посещаемости был, когда только начиналась пандемия. Сейчас люди пуганые уже, количество зрителей вернулось примерно к допандемийному. В том году у нас был период, когда мы не выступали несколько месяцев, а после долгого перерыва вышли на сцену в обновленном составе на одном конкурсном мероприятии. Так вот там были билеты, на которых зрители указывали, какой именно коллектив они пришли послушать.
Количество зрителей «Не для всех» практически было равно количеству на сольном концерте. А все потому, что какое-то время мы не мозолили глаза и люди соскучились, чему мы были очень рады.
- Ощутили вы какие-то значимые перемены в музыкальной индустрии региона за последние пару лет? Повлияли ли международные санкции на техническую сторону вашей деятельности – нет затруднений с покупкой и обслуживанием музыкальных инструментов, оборудования?
- Все нишевые товары очень подорожали после усложнения, так скажем, отношений со странами-поставщиками – от барабанных палок до шнуров. У нас как-то басист пошел в музыкальный магазин, чтобы взять себе новые комплектующие, скинул чек, и мы офигели, как изменились цены. И я поняла, можно всем говорить, что мы не за аутентичный звук и все делаем ручками, а мы просто бедные (смеется).
- Как считаете, вся эта история с ценами мешает молодым локальным музыкантам начинать?
- Я думаю, когда ты молодой музыкант, тебе вообще ничто не мешает начать. Это мы собрались, когда всем уже было под тридцатчик, мне говорили: «Иди борщ вари, детей рожай». Когда ты оседлый, тебе сложнее сорваться. А когда тебе 19 лет, ты можешь заручиться поддержкой родителей, пойти поработать в конце концов, чтобы найти средства на инструмент, и так далее. Если ты этого хочешь, ты найдешь возможности.
- Принято считать, что рок – это не просто музыка, это образ жизни, неотъемлемой частью которого являются секс, наркотики и рок-н-ролл. Молодые уральские рокеры стремятся ему соответствовать?
- Скорее, просто идут секс, секс и рок-н-ролл. Наша местная сцена в этом плане гораздо чище. Вести такой образ жизни дорого. Получается, что финансовые трудности облагораживают (смеется). У нас такая житуха невеселая, нам и так есть где черпать вдохновение, без вот этого всего.
- Как вы оцениваете спрос на местных музыкантов в Екатеринбурге и области? Способны ли они в полной мере составить конкуренцию артистам федерального уровня?
- Приведу в качестве примера недавний юбилей «Свобода Концерт Холл», где хедлайнером должен был стать Нейромонах Феофан. В последний момент он заболел, организаторы запереживали о низкой посещаемости, так как в афише остались одни местные коллективы. Я видела оттуда фотографии - зал был полон. У людей была возможность посдавать билеты, их известили, но они все равно пришли, потому что там был хороший состав групп. Местные, да, но очень разнообразные, на любой вкус и цвет. Ситуация показательная.
Если же кого-то выделять по уровню популярности, который вышел за рамки региона, то это группа SARA. Они уже дают сольники в Москве и Питере. Группа «ВечнымиДрузьями» начала стремительно развиваться. Это не числом подписчиков в ВК измеряется, а видно, что ребята активно работают. Победители Урал Fresh «Самый странный сюжет» еще. Конечно, Kennedy`s Killers, которые зажгли на MOSCOW DARK FEST. О ком-то вот так сразу могу не вспомнить, простите, но вообще я искренне желаю большой популярности всем, кого я слушаю из местных.
- Кто из них, на ваш взгляд, может стать новой визитной карточкой уральского рока?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, я боюсь кого-то обидеть. Во-первых, все коллективы очень разные, во-вторых, это судить не мне, а зрителю. Все группы, которые сейчас в Екатеринбурге на слуху, они все это определенно заслужили.
- Среди организаторов концертов в Екатеринбурге существует мнение, что в городе отсутствует культура посещения таких мероприятий. В чем это проявляется?
- Так не только в Екатеринбурге, и вообще это свойство определенной возрастной группы. Задача организаторов не только в том, чтобы позвать выступать группу, на которую точно придут, но и обеспечить выручку площадке. Когда ты идешь на концерт в 18 лет, коктейль за 450 рублей в баре ты вряд ли можешь себе позволить, а выпить бутылку Garage за клубом – вполне. Да, бывают неадекватные и распущенные люди, но это люди, которые все равно пришли тебя послушать. Я очень спокойно к этому отношусь. Конечно, когда дерутся и конфликтуют, а не просто пляшут, это нехорошо, но исключить всех не получится. Если еще сделать жесткий фейс-контроль на входах, кто останется? Большинство людей воспринимают концерты как возможность не только музыку послушать, но и отдохнуть от своих проблем.
Был у нас случай, мы закрывали фестивальный сезон в Каменске-Уральском, какой-то чел (я была поражена его физической подготовкой), спокойно пробежал через всю охрану, выскочил на сцену, залихватски отплясал с нами полпесни, сматерился мне в микрофон, и мы культурненько распрощались. Я допустила ошибку, спросив его: «Как дела?». Он ответил: «Ох****о!». Коллеги по цеху решили, что мы его знаем и заранее договорились об этом, но это не так. Чуваку просто было хорошо, и он выразил так свое отношение к происходящему, оказал нам своеобразную поддержку. Он потом нашел меня в ВК, оказался, кстати, очень культурным человеком в итоге.
Я считаю, что рок – это движение, которое должно объединять людей, в том числе офисных пиджачков и пьяных с бутылками. Это ведь как раз тот момент, когда выясняется, что у них есть что-то общее.
- В последнее время отходит традиция разогревов. Почему они перестали пользоваться спросом?
- Раньше это был основной, чуть ли не единственный, способ продвинуться, заявить о себе, сыграть на одной сцене с именитым коллективом. Сейчас это не очень выгодно. Благодаря интернету есть куча других вариантов продвижения. Уже не нужно соглашаться ни на чьи условия, тратить время на подготовку особенной программы и переживать, а зайдет ли вообще твое творчество аудитории группы, которую ты будешь разогревать. Вместо этого ты можешь поработать в студии, вложить деньги в рекламу и поискать собственную аудиторию, а не пытаться переманить чужую. В наше время сыграть с кем-то известным на одной сцене – это история больше статусная, для галочки, нежели для реального эффекта. Хотя выступить со своей именно любимой группой – это всегда круто.
- Если бы вы узнали о том, что у вас появились поклонники на новых территориях РФ и вас пригласили там выступить, поехали бы?
- В первую очередь мы группа про творчество, а не группа агитации, если что. В прошлом нашем разговоре я уже цитировала Чачу Иванова: "Человек искусства должен быть не слева и не справа, он должен говорить правду и быть выше всех этих крайностей". Людей, которые нас слушают, я ценю не за то, какие у них взгляды, а за то, что они любят нашу музыку. Нам вообще много откуда пишут, приглашают приехать, ждут, но решение о поездке зависит от многих факторов. Важно, чтобы это было целесообразно, ведь мы прекрасно понимаем, сколько стоят поездки по стране. Сама я родом из Севастополя, и мне хотелось бы однажды дать там концерт, но туда еще надо доехать. Надеюсь, что скоро наступит такое время, когда людей не будет пугать перспектива поездки куда-либо.
Нам уже доводилось культурно и обоснованно отказываться от того, что противоречит нашей идеологии. Были недопонимания с некоторыми коллегами по цеху, которые говорили: «Вы что, идиоты? Вот тут НАДО выступать, какая кому разница под чем!». Нет, нам есть разница. Пусть нас не увидит тысяча человек в этот день, но мы сможем себя уважать.
И не важно, какой у нас уровень популярности. А чтобы решать, куда ехать, куда не ехать, нужно понимать - ради кого? Бывают моменты, когда тебя зовут за 3 тыс. км три человека, но мы немножко не можем себе этого позволить. Ребята, мы вас любим, вы нас, судя по всему, тоже, поэтому приезжайте к нами сами! (смеется).
- По традиции совет бывалого начинающим музыкантам: какие нюансы нужно учитывать при создании собственной группы? И чему следует уделить особое внимание, чтобы продуктивно творить и развиваться в рамках музыкального поля Екатеринбурга, Урала?
- Единственно верно то, что нет никакого единого рецепта, который сработает для каждого. Все индивидуальны. А если ты не так уж индивидуален, то вообще сложно будет что-то посоветовать, потому что есть вещи, которым нельзя научить. Я бы посоветовала каждому постараться найти для себя ответ на вопрос: зачем ты пишешь песни и для чего ты выходишь на сцену? Какая у тебя миссия в этом? Если ответ есть, то у тебя сразу выстроится понимание того, как к этому идти, и ты будешь развиваться. Если ответа нет, то ты не на своем месте, тебе это и не надо вообще. Творчество – тоже работа, заниматься им по уму тяжело, это требует большой вовлеченности, от которой можно очень сильно устать. Главное, чтобы тебе было чем делиться со сцены с людьми. Если нечем, то есть куча других прекрасных и полезных профессий.Беседовала Мария Исаакидис