С конца декабря по всей стране произошла череда аварий на коммунальных сетях. Только в Ленинградской области региональная прокуратура насчитала 180 нарушений на линиях электросетевого хозяйства, объектах теплоснабжения и водоснабжения. Почти на неделю без отопления остались жители подмосковного Подольска из-за отключения электричества, что сказалось на работе котельной и в последующем всей теплосети.
Несколько коммунальных аварий произошло и в Свердловской области. Так, 16 декабря в Дзержинском районе Нижнего Тагила произошла крупная коммунальная авария из-за утечки на теплотрассе. В канун Нового года Первоуральске из-за аварии без отопления остались почти 3 тыс. человек. В Березовском городском округе повторилась подольская история, когда 8 января после аварии на линиях электроснабжения возникли сбои в работе котельной. Затем прорвало теплотрассу (место порыва все еще ищут).
Самое масштабное отключение теплоснабжения произошло в Екатеринбурге. После двух аварий на котельной «Южная» (бывшее ООО ТЭК «Чкаловский») без тепла 8 января осталось более 30 тыс. человек. Отремонтировать вышедший из строя котел на объекте удалось только днем во вторник, 9 января.
«О причинах происшествий есть целая серия версий и у следствия, и у экспертов. Это и сибирские морозы, они же подмосковные, морозы, распоясавшиеся майнеры, неразумное население, хаотичная застройка и возросшая нагрузка на сети. Это изношенные сети, а также просчеты при модернизации сетей или сильной нагрузке на них. Еще – вороватые владельцы котельных и собственники сетей, бестолковые чиновники и контролеры. Доля правды во всем этом, конечно, есть. В каждом регионе есть свой набор причин.
Сети изношены – это факт. Воруют, куда без этого.
И с чиновниками у нас проблема. Застройка тоже зачастую не обеспечена необходимыми энергоресурсами и нагрузки на действующую энергосистему неконтролируемо растут. Энергопотребление майнеров давно пора регулировать и ограничивать. Возможно, что и отдельные граждане что-то нарушали. Морозы – несомненно виноваты прежде всего. Именно они вскрыли все изъяны существующей системы», — рассказал ЕАН член экспертного совета комитета Госдумы по энергетике Андрей Тенишев.
«А теперь посмотрите, у вас в регионе не так? Речь ведь не только о тарифах на электроэнергию. И тепловая энергия тоже. А еще водоснабжение и все другие коммунальные услуги. Это же все регулируется тарифами. И регулятор должен смотреть, сколько денег заложено на ремонты, модернизацию, реконструкцию. И главное – что за эти деньги сделано. На мой взгляд, главная причина случившегося - это то, что систематически недофинансировались работы по плановому ремонту и реконструкции сетей», — пояснил член экспертного совета по комитета Госдумы по энергетике.
Действительно, если посмотреть на тенденцию по аварийности на сетях в Свердловской области, то начала прорисовываться не очень хорошая тенденция. По итогам отопительного сезона 2022/2023 количество нарушений в работе коммунальной инфраструктуры выросло на 15% к прошлому периоду. Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Андрей Кислицын напрямую связал этот рост с низкими темпами замены аварийных сетей.
Еще в конце 2021 года другой заместитель министра энергетики и ЖКХ области Алексей Рубцов прямо заявлял, что в регионе нужно менять 16 тыс. км коммунальных сетей (это и электроснабжение, и водо- и теплоснабжение). На тот момент общая сумма затрат на эти цели оценивались в ведомстве в размере 32 млрд рублей.
Для замены сетей теплоснабжения необходимо 9 млрд рублей, водоснабжения - 8,7 млрд рублей, водоотведения - 13,3 млрд рублей. Для того, чтобы добиться снижения аварийности на сетях, по словам Рубцова, необходимо менять ежегодно не менее 10% коммунальных сетей, или по 3,5 тыс. км.
Но пока в Свердловской области очень далеки от этих показателей. В августе 2023 года глава регионального минЖКХ Николай Смирнов рассказал, что перед текущим отопительным сезоном удалось заменить больше 500 км сетей, что в семь раз ниже необходимого. Объем финансирования модернизации сетей на 2023-2024 год составляет 8 млрд рублей (но, возможно, эта сумма изменится, если областным властям удастся нарастить объем расходов за счет федеральных источников).
Понятно, что и муниципальные, и областной, и федеральные бюджеты не безграничны. Замглавы свердловского минЖКХ Алексей Рубцов отмечал в 2021 году, что для обновления сетей необходимо привлекать и другие источники. Например, по принципу государственно-частного партнерства на условиях передачи муниципального имущества в концессию или же подключая к ремонту сетей заинтересованные предприятия. И потенциальные партнеры для модернизации коммунальной инфраструктуры в том же Нижнем Тагиле или Первоуральске есть.
В Екатеринбурге ситуация на сетях при этом еще ровная, хотя степень их изношенности оставляет желать лучшего. Но история с котельной «Южная» - это пока что исключение: на баланс Свердловского филиала «Т Плюс» объект перешел осенью 2023 года после обанкротившегося собственника. Состояние теплопункта и последние 15 лет оставляло желать лучшего, поэтому речь идет скорее о плохом наследстве, нежели о признаках какого-то системного кризиса. По крайней мере до тех пор, пока коммунальщики не будут хотя бы снижать темпы ремонтных работ в уральской столице.