С 15 марта в России стартуют трехдневные выборы президента. Это уже восьмая кампания в стране после введения института президентства. ЕАН решил напомнить, каким было самое первое голосование в 1991 году на родине будущего победителя – президента тогда еще РСФСР Бориса Николаевича Ельцина. Мы поговорили с экспертами и подготовили серию публикаций, в которых выборы 1991 года в Свердловске показаны с разных сторон. В первом выпуске читайте экскурс от директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева. Он рассказывает о решающем визите Ельцина на родину, настроениях и ожиданиях горожан и беспрецедентной поддержке будущего президента земляками.
«Для начала пара слов о социально-экономической ситуации в стране и в регионе.
К примеру, 29 декабря 1989 года, незадолго до Нового года, возле Центрального гастронома в Свердловске случился настоящий бунт. Люди требовали решить проблему пустых полок!
В 1991 году экономическая ситуация продолжала ухудшаться. Дефицит стал просто всеобъемлющим. Дошло до того, что стали появляться очереди за хлебом.
Согласно данным соцопроса жителей Екатеринбурга в 1991 году:
- 60% респондентов назвали свою жизнь трудной, но терпимой;
- 30% — в основном плохой;
- 10% — в основном хорошей,
- еще 10% заявили, что живут «невыносимо трудно».
При этом в марте 1991 года, то есть до выборов президента, 30% горожан считали, что до изменений к лучшему им дожить не получится. А уже в ноябре 1991 года, то есть после выборов президента и проигрыша ГКЧП, только 19% респондентов отвечали так же.
И все-таки первым рубежом, указавшим на возможность политических изменений в стране, были выборы не 1991, а 1989 года — народных депутатов РСФСР. Визит Ельцина в родной Свердловск в феврале 1989 года и его призыв голосовать против засилья партийной бюрократии, за продолжение демократизации и реформ во многом определили итоги выборов в регионе и их направление. Первый секретарь Свердловского обкома КПСС Леонид Бобыкин, выступивший против Ельцина, к примеру, набрал только 20% голосов и уступил мандат секретарю Сухоложского горкома, стороннику новых демократических веяний Андрею Измоденову (впоследствии депутат заксобрания СО, председатель Счетной палаты региона). Председатель облисполкома Владимир Власов уступил инженеру Невьянского завода Прудникову и т. д.
Как итог, в составе свердловской группы (32 человека) Съезда народных депутатов РСФСР почти две трети составляли депутаты демократической ориентации — Лариса Мишустина, Екатерина Лахова, Валерий Скрипченко, Владимир Кадочников, Вячеслав Сурганов, Виталий Машков, Владимир Исаков и др. К слову, сам Ельцин на этих выборах получил 84,4% голосов уральцев. Его оппонент, создатель патриотического объединения «Отечество», обвинявший Ельцина в «тесных связях с сионистскими кругами», Юрий Липатников, набрал только 0,84%.
К первым президентским выборам, проходившим в июне 1991 года, основным вопросом, вокруг которого строилась дискуссия, была возможность перехода к рынку.
В политическом плане это было противостояние Горбачева и Ельцина, умеренной линии против реформаторов, в конце концов, Центра и остальной России. 17 марта 1991 года 77,85% голосов по стране было отдано за сохранение СССР и 69,85% -за введение поста президента РСФСР. Свердловская область была единственной проголосовавшей за распад СССР. Союз здесь поддержали только 49,33% голосовавших, а в Свердловске и того меньше — 34,17%.
12 июня 1991 года Ельцин пошел на выборы президента РСФСР как беспартийный при поддержке Демократического союза и Демократической России. Выборы выиграл в один тур, получив 57,3% голосов. К слову, другие свердловчане - бывший директор Уралмаша Николай Рыжков и командующий войсками ПУрВО Альберт Макашов, - шедшие от КПСС, получили 16,85% и 3,74% голосов соответственно. В Свердловске Ельцин получил безапелляционные 90% голосов поддержки и более 80% - в Челябинске и Перми. В целом областные и районные центры голосовали за Ельцина. Экономические проблемы и запрос на политические преобразования здесь, очевидно, ощущались острее. За Рыжкова, занявшего второе место, чаще выступали сельские районы, где влияние компартии по инерции оставалось сильным.
Последовавшие президентские указы о приостановке деятельности КПСС и КП РСФСР положили конец монополии компартии на власть. Как результат, к 1991 году только в Свердловской области действовало как минимум восемь крупных политических формирований новой волны:
- "Демократический выбор – Демократическая Россия" во главе с Александром Заборовым,
- "Демократическая партия России" во главе с Германом Карелиным,
- "Народная партия свободной России" – лидер Борис Гуселетов,
- "Республиканская партия России" — лидер Тамара Алайба,
- "Крестьянская партия" — лидер Роза Толмачева,
- Центр поддержки Бориса Ельцина во главе с Алей Таначевой,
- ЛДПР во главе с Владимиром Сенько,
- "Социалистическая партия" — лидер Геннадий Коробков, РКРП.
Однако левые течения лидировали, а демократические партии вступили в период разногласий, борьбы за власть и электорат».
Во второй части материала мы расскажем о том, как свердловчане себя ощущали в новой реальности и почему они массово поддержали Бориса Ельцина.