В текущем марте ФАС анонсировала проверку «Яндекс такси». Причиной назвали жалобы на стоимость поездок и блокировку водителей. Ранее эксперты уже неоднократно высказывались, что госрегулирование цен ни к чему хорошему не приведет, так как ситуацию диктует рынок. Этот материал о том, за что агрегатор отстраняет от работы водителей и можно ли этого избежать. Разобраться в ситуации ЕАН помог директор «Первого таксомоторного парка» Екатеринбурга Петр Новиков.
Случаи, когда «Яндекс» блокирует таксистов, нельзя назвать массовыми. «Основная причина, по которой могут отстранить от работы, – это жалобы пользователей. Они могут быть на грязную машину, агрессивную манеру вождения, кому-то может не понравиться, как водитель разговаривает. Однако таких жалоб должно быть несколько. Также блокировку можно получить за нарушение условий оферты сервиса, создание фейковых заказов и оплат…», - рассказывает Петр Новиков.
Если жалоба единичная, водителя скорее не заблокируют, а снизят ему рейтинг. Это тоже важно, поскольку таксисты с высоким рейтингом получают приоритет при распределении заказа. Часто водители забывают сообщать о конфликтных ситуациях в техподдержку «Яндекс такси» и из-за этого теряют рейтинг. Например, приехал водитель на заказ, а там его ждет пьяная, буйная компания, которая начинает хамить. Водитель из соображений безопасности отменяет заказ и уезжает, при этом забывает написать комментарий, почему он уехал. Тем временем недовольные пассажиры пишут на него жалобу в приложении. Поскольку агрегатор видит только одно мнение, он считает, что неправ был водитель, и лишает его баллов.
«В первую очередь советую работникам такси не забывать своевременно сообщать в техподдержку сервиса о причинах отказов от заказов и возникновении конфликтных ситуаций. Мы в таких случаях помогаем нашим водителям: взаимодействуем с «Яндексом», объясняем причину, работаем над тем, чтобы таксисту вернули прежний рейтинг», - говорит Петр Новиков.
Он также приводит в пример ситуацию, когда водитель долго не мог понять, почему у него снижается рейтинг. «Чтобы помочь разобраться, специалист нашего таксопарка отправился с ним в поездку, и выяснилось, что водитель ездит в так называемом «шахматном порядке» (перестраиваясь из ряда в ряд – прим. ЕАН). Пассажирам это не понравилось, они понизили рейтинг. Но когда мы ему подсказали это и он поменял манеру вождения, оценки снова повысились», - рассказал Петр Новиков.
Однако когда жалоб от пассажиров становится много, «Яндекс» может заблокировать таксиста на полгода или даже навсегда. Поэтому водителю необходимо соблюдать правила безопасности на дорогах и быть корректным по отношению к пассажирам, а также, как уже было отмечено, вовремя сообщать о конфликтных ситуациях.
«Бывает, что агрегатор может заблокировать водителя и по не зависящим от него причинам – например, произошел сбой в системе GPS или камера неверно трактовала дорожную ситуацию. В таких случаях можно порекомендовать обратиться за поддержкой в таксопарк и, если это не поможет, подать заявку в Комитет по пересмотру ограничений», - говорит Петр Новиков.
Сделать это поможет таксопарк или менеджер Яндекс Go. В Комитет по пересмотру ограничений входит группа независимых водителей. Она изучает все обстоятельства, может попросить водителя прислать дополнительную информацию. Затем будет назначен день рассмотрения обращения — о нем водителя известят заранее и попросят присоединиться.