«В юном месяце апреле» - напряженно, неспокойно. Новая весна в Екатеринбурге с самым теплым 4 апреля за минувшие 136 лет. На улицах уральской столицы в основном сухо. Несмотря на огромное количество снега, он очень быстро подтаял. На тему грязи рассуждать банально, поэтому здесь промолчим. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев в заслуженном выборами президента отпуске. На мостике — первый замглавы Среднего Урала Алексей Шмыков. Ему и пришлось в среду рассказывать журналистам о грядущем введении в регионе противопожарного режима — он действует с пятницы, 5 апреля. Один из важнейших вопросов, интересовавших коллег на этой пресс-конференции, — можно ли жарить шашлыки? Ответ: можно! Но мангалы и жаровни нужно располагать на расстоянии не менее 5 м от зданий и построек, а в радиусе 10 м не должно быть сухой травы и других горючих материалов. Еще под рукой всегда должен быть огнетушитель или ведро с водой.
Другая важная тема в общении с прессой про пожароопасный период — волнения в бюджетном учреждении «Уральская база авиационной охраны лесов». Неспокойное это предприятие. Им то не хватает дронов для обследования лесов, то ранцевых огнетушителей, то курток-энцефалиток. Накануне старта пожароопасного периода этот дефицит в Авилесоохране, разумеется, становится ключевой темой для новостей в регионе.
Мы помним про эпидемию пожаров прошлого года, поэтому всех нас интересует вопрос, всем ли обеспечены лесопожарные? Но в этом году на первый план вышла история с дефицитом тушенки. В своих видеообращениях, опубликованных в социальных сетях, работники Авиалесоохраны пожаловались, что региональное минприроды задолжало им тушенку еще с прошлого года. По некоторым данным, они даже угрожали забастовкой. Первый замгубернатора Алексей Шмыков и министр природных ресурсов и экологии Свердловской области Денис Мамонтов заверили, что проблемы точно нет. По их словам, на обеспечение противопожарных мероприятий в областном бюджете запланировано 989,3 млн рублей, что почти в четыре раза больше, чем год назад.
Ну а чтобы все мы могли выдохнуть, комментировать ситуацию вызвался главный возмутитель спокойствия, председатель первичной профсоюзной организации Уральской авиабазы Дмитрий Ревус (именно он в большинстве прошлых историй был инициатором медийных волнений по поводу Авиалесоохраны). Профсоюзный деятель подчеркнул, что у сотрудников авиабазы есть вопросы по обеспечению, но саботировать начало работы в сезон пожаров никто не намерен.
Ни на что не намекаем, но есть одна подозрительная особенность — неспокойствие в Авиалесоохране начинается в те моменты, когда должность руководителя бюджетного учреждения достается Александру Петрову. Когда должность и. о. директора авиабазы занимали другие люди, проблемы предприятия в публичную плоскость обычно так активно не выплескивались. Что это? Личная неприязнь к Петрову представителей профсоюза (уже отмечено, что именно они являются «застрельщиками» в опубличивании проблем авиабазы)? Давление на курирующего министра Мамонтова? Нервозность перед грядущим пожароопасным сезоном? Скорее всего, просто совпадение…
Однако на всякий случай 4 апреля департамент информационной политики Свердловской области выпустил новость о том, что министр Мамонтов проинспектировал несколько отделений Авиалесоохраны, удостоверился, что с обеспечением все в порядке. Проиллюстрировали новость стеллажами с закупленной для лесных авиаторов тушенкой. Проблему нехватки ранцевых огнетушителей и дронов для борьбы с пожарами не поднимали.
Зато шуму наделали дроны Пермского МЧС. В среду внезапно несколько предприятий Екатеринбурга в разгар смены распустили рабочих по домам. Весть об этом немедленно обросла истеричными домыслами и якобы инсайдерскими подробностями. Дело в том, что к тому моменту и суток не прошло после атаки украинских дронов на несколько предприятий в Татарстане. Буквально сразу после появления первых сообщений о внеплановом выходном в ряде telegram-каналов было опубликовано тревожное сообщение в адрес главы УМВД РФ по Екатеринбургу Максима Метелицы от начальника ГУ МЧС России по Свердловской области Виктора Теряева. Генерал Теряев информировал полковника Метелицу, что якобы в регион из Кунгура (Пермский край) летят беспилотники. То, что документ этот не выдумка блогеров, подтвердили сразу несколько представителей ГУ МВД РФ по Свердловской области.
Разрядило обстановку последующее заявление ГУ МЧС Пермского края. По информации замначальника пермского управления Дениса Говорова, беспилотная авиация МЧС проводила полеты в Кунгурском муниципальном округе в целях мониторинга паводковой обстановки. Было отмечено, что цели и задачи запуска были выполнены, а сами работы проводились в полном соответствии с воздушным законодательством страны. Было ли одной из целей пермяков до истерики напугать свердловчан? Мы верим, что наши соседи из Прикамья не такие. Зато у многих жителей микрорайона Компрессорный в Екатеринбурге появилась реальная возможность побыть дома со своими семьями. Это очень ценно в объявленный президентом РФ Владимиром Путиным Год семьи.
К слову, с воплощением отдельных «семейных» решений главы государства в Свердловской области (впрочем, вероятно, и в других регионах страны) пока туго. В частности, одна из ключевых норм путинского указа от 23 января 2024 года «О мерах социальной поддержки многодетных семей» по факту просто не работает. Глава государства своим указом постановил «засчитывать» детей, которые являются студентами дневного отделения вузов и которым не исполнилось 23 года (раньше считали только детей до 18 лет). Указ должен был начать действовать с 23 января, однако к 5 апреля его все еще нельзя исполнить. Причина: пока нет единого образца удостоверения, который подтверждает статус многодетной семьи, – его должно установить правительство РФ. По некоторым данным, федеральное Министерство труда и социальной защиты уже подготовило проект, но вся эта юридическая казуистика затягивается.
Зато не затягивается применение подписанного Владимиром Путиным 23 марта федерального закона об освобождении от уголовной ответственности осужденных, отправившихся по контракту на СВО. Источники ЕАН в адвокатском сообществе рассказывают, что уже на этой неделе несколько их доверителей признали свою вину в преступлениях «с прицелом» отправиться «за ленточку» вместо колонии. Отметим, в соответствии с п. 2 ст. 3 этого закона, вопросы, связанные с возмещением вреда от действий будущих участников СВО, предстоит решать в гражданском суде. То есть пострадавшим снова готовить иски, чтобы получить компенсации за украденные у них телевизоры и велосипеды.
Поживем… Посмотрим…
Артем Рябов