Бывший корреспондент ЕАН Игорь Чукреев несколько месяцев изучал Екатеринбург, глядя на город через лобовое стекло с водительского кресла автомобиля такси. За это время он узнал больше городских секретов и военных тайн, чем за предыдущие два года.
Почему именно такси
"Если бы я все начинал заново или меня спросили бы совета по обучению на журфаке, я бы сказал, что практику за второй курс надо засчитывать по работе в такси. Я это еще по своим командировкам заметил: Алма-Ата, Ростов, Донецк — за пару часов езды и хорошие чаевые можно узнать от водителей практически все военные тайны. А в Екатеринбурге и вовсе: тут центр России, все новости ездят в такси, многим еще и хочется выговориться. Об обстановке на фронте, о количестве раненых и потерях, об успехах и наступлениях – обо всем этом рассказывают пассажиры. Как и о том, как именно Южная Корея помогает перевооружать армию РФ — все же через нас идет, вместе с заказчиками и исполнителями. И да, не Северная — Южная, американцы и их союзники прекрасно зарабатывают на обеих сторонах конфликта, а, собственно, зачем еще им было развязывать эту войну на уничтожение Украины? И, конечно же, тайны попроще. Как доехать из точки А в точку Б и желательно подешевле? Где в Екатеринбурге дороже всего жить? Таксисты знают.
Сбережешь копейку — потеряешь рубль
Пожалуй, самым неожиданным в этом опыте для меня стала привычка раздавать деньги пассажирам. Иногда это выгодно.
«Протяните ладошку. Вот десятирублевая монета — это две минуты платного ожидания. Возьмите себе. Скажите: из-за этого стоит нервничать?» - некоторые теряются, некоторые просто успокаиваются.
Думаю, это вдалбливают в детстве, поднапрягшись, я даже припомнил, как в начальной школе мне тоже твердили учителя: «Копейка рубль бережет». Наверное, это рефлекс. И на этом рефлексе екатеринбуржцы ежегодно теряют миллионы в одном только такси — этом маниакальном желании сэкономить, отключающем мозг и включающим панику. В смысле сэкономить, наверное, получается, но сколько нервов это стоит? И с этими подпорченными нервами сколько потом ошибок, нелепостей совершается? И в какие расходы эти ошибки обходятся? Мне нравится делать все, чем занимаюсь, хорошо. Мне нравится, когда пассажирам комфортно, поэтому изобрел такое вот наглядное объяснение.
Вообще что стоит знать о платном ожидании — таксистам оно невыгодно. По тарифам "Яндекса" за каждую минуту простоя водитель получает от пассажира в среднем 5-10 рублей, зависит от многих факторов, а за минуту поездки — в среднем 20. То есть простой — это потери, глядя на счетчик в ожидании пассажира, водитель думает лишь о том, как утекают деньги из его кармана.
Здесь же можно упомянуть и частые претензии пассажиров про то, что таксисты якобы «хитрят» и специально встают непонятно где, чтобы заработать побольше на ожидании. Водителю в этом попросту никакой выгоды, наоборот: чем быстрее закрыл конкретный заказ, тем больше заработал за день. Пожалуйста, проверяйте, туда ли вы заказали машину, и по возможности уточняйте в комментарии, где стоите, — забрать вас поскорее и в ваших интересах, и в интересах водителя.
С другим случаем посложнее.
"К сожалению, компания "Яндекс" считает, что вам будет приятно постоять еще под дождем, а прежде выслушать, что в Академический вас не повезут. Такова политика компании. Если сами отмените заказ, я дам вам 50 рублей. Советую в комментарии к следующему заказу указать: +500 к тарифу — больше шансов, что уедете". Некоторые в ответ возмущаются. Я их понимаю, но это бизнес: если прибыльно — я повезу, если нет — ищите другого.
Вообще это правда: "Яндекс" издевается над екатеринбургскими пассажирами и водителями из благих побуждений. Где-то 5-7 лет назад в компании обратили внимание, что одни заказы таксисты берут охотнее, а на другие водителя фиг заманишь, даже несмотря на обилие свободных машин вокруг. С тех пор в приложении при поступлении заказа водитель не видит «точку Б» - ему сообщается, откуда пассажира забрать, но вот куда его везти, скажут, когда программа увидит, что водитель доехал туда, откуда пассажир попросил его забрать, и нажал кнопку «на месте». Пока тарифы были нормальные, это позволяло сдерживать рост цен и при этом обеспечивать более-менее ровное распределение заказов. Но за эти годы тарифы росли медленнее, чем расходы таксистов, и, чтобы заработать, водителям теперь приходится мыслить стратегически, анализируя доходность различных маршрутов, и тут выясняется, что в городе есть «проклятый таксистами район».
С точки зрения комфорта жизни Академический, наверное, прекрасное место. Но для таксиста — кошмар. Расположен на отшибе — туда долго ехать, почти всегда через пробки, а самое ужасное — обратно, скорее всего, поедешь пустым, значит, пока катаешь воздух, теряешь деньги. А еще сама планировка района: чтобы забрать пассажира из соседнего двора, порой надо намотать километры, а потом еще протискиваться через забитые дворы. В результате, проверено на личном опыте, выгоднее дать пассажиру денег, лишь бы не соваться в этот ад. А для тех, кто там живет, мой вам совет: доплачивайте 500, а в часы пик — 1000, если хотите гарантированно уехать на первой же машине.
Нет, бывает, что водитель и так повезет: если неопытный, глупый, если откатал за рулем уже 12 часов и плохо отражает реальность, - разные бывают варианты, но я бы свою жизнь и безопасность на это не ставил, не стал бы доверять таксисту, который согласится ехать туда без доплаты. Хотя может и повезти, если попадется суеверный водитель: отказываться от первого заказа за смену — плохая примета, даже если ехать в Академ.
Экономика такси
Думаю, для понимания работы таксистов необходимы две вещи. Первая из них — экономика процесса.
Аренда машины с лицензией, страховкой и всем прочим, необходимым для легального извоза, — от 2 тыс. в сутки. Еще тысяча — это стоимость газа, полторы-две - если бензин. Автомойка хотя бы раз в неделю, различная мелочовка, перекусы — еще 500. Итого: 3500 в сутки — это минимальные базовые расходы, количество денег, которые водитель должен получить с пассажиров, прежде чем начать зарабатывать.
Дальше начинается философия: кто-то ставит себе целью заработать сверху 3 тыс., кто-то — 5, кто-то — 10. В основном цель зависит от того, верит ли водитель в себя или уже потерял надежду, бывает и так, и так.
В итоге, если возьмем «среднюю температуру по больнице», водителю за смену, за 12 часов, надо заработать 8-10 тыс. рублей. Прибавьте к этому комиссию агрегатора, которая может составлять от 20 до 50%, получите цифру в 1200-1500 в час, 20-25 рублей в минуту, с учетом холостых пробегов. И это при условии, если ездить 10 часов без остановок. Вот водителю интересно все, что выше этой цифры, и неинтересно все, что ниже. Настолько неинтересно, что, если час нет интересных заказов, выгоднее поставить машину и поспать, а если такое повторяется три-четыре дня подряд — лучше сдать машину в парк. Доход в минуту является настолько определяющим фактором, что уже недели через две концентрируешься только на этом. В какой-то момент я поймал себя на том, что даже не отражаю, какого пола у меня пассажиры, — от их гендерной принадлежности доход никак не зависит, а следовательно, это абсолютно лишняя информация.
Для простоты расчетов можно держать в голове такую формулу: из тех денег, что платит пассажир, примерно треть забирает "Яндекс", еще треть уйдет автопарку и за бензин и только треть — в карман водителю. И вот эта та сумма, которой определяется желание водителя ехать или не ехать.
Вторая вещь, важная для понимания: большая часть таксистов — это частные предприниматели. "Яндекс" не работодатель, он вообще никто и ни перед кем никакой ответственности не несет — это просто информационное табло в телефоне, упрощающее всем жизнь. Даже его тарифы — это условность, не имеющая никакой юридической силы, поскольку не являются частью несуществующего договора оферты, это просто некая рекомендация, ну а еще цифра, от которой рассчитываются комиссии и налоги и никак не учитывающая затраты и интересы водителя. У таксиста нет начальника, отчета, отпусков и больничных. Это просто бизнес — его личный частный бизнес. И в любом конфликте полезно держать в голове: если происходящее приносит прибыль — водитель везет, если грозит расходами — высаживает. Тут вообще ничего личного: когда тебе надо 5 часов без перерыва ездить, чтобы заработал "Яндекс" и таксопарк, а потом еще 5 часов, чтобы заработать самому, а в итоге получается все 12 часов вождения за сутки — для личных переживаний уже просто ничего не остается, значение имеют только деньги. Попробуйте как-нибудь повторить этот фокус с 12-часовой занятостью в офисе на протяжении месяца — убедитесь сами.
Бывают, конечно, исключения, но это уже индивидуально.
Поэтому конфликтовать, требовать и даже жаловаться бессмысленно. Как говорил Карл Маркс в своем «Капитале», ради 20% прибыли агрегатор "Яндекс" закроет глаза на все. Работает это, впрочем, и в другую сторону — комфорт, безопасность, забота о здоровье как водителей, так и пассажиров ему тоже неинтересны, пока это не влияет на прибыль.
Из этого, впрочем, следует интересный вывод: водителю и пассажиру выгодно заботиться о комфорте и доходах друг друга, потому что делать это самим гораздо дешевле, чем ждать чего-то от агрегатора, который на каждый чих накрутит свою комиссию, и в лучшем случае получится все то же самое, но в три раза дороже для обоих.
«Вези меня, тварь» и другие кошмары
На истерики от пассажиров я натыкался за это время два раза. В первый — это была какая-то бомжеватая женщина, с ходу начавшая возмущаться тем, что машина, на ее взгляд, недостаточно чистая. «Я буду жаловаться!» - «Извините, надеюсь, следующая машина, которую вы закажете, будет чище». После того, как до нее дошло, что ее высаживают, начались визг и попытки помять дверь.
«Но самый страшный пассажир — это тот, у которого рейтинг 5.0, - объяснял мне как-то более опытный таксист. - Вот когда у человека 4 и даже ниже, хоть понимаешь, что за «редиска» и какие риски, а вот когда 5.0 — кто его знает, может, он вчера только с зоны откинулся, где сидел за убийство таксиста, а сегодня зарегистрировал себе новый аккаунт и поехал куролесить».
Но что до меня, то по итогу двух месяцев, по-моему, самые страшные — это под алкоголем. Водка — худший из наркотиков, превращающий людей в зомби, не способных к адекватному поведению. Не то, чтобы всех, но бывает. Вплоть до того, что пьяные считают нормой в час ночи запрыгнуть в проезжающую мимо машину чуть ли не на ходу со словами: «Отвези меня в Березу, денег нет, но чисто по-братски», и потом фиг высадишь, приходится останавливаться и выпинывать. Да, были и такие случаи. На этом фоне даже наркоманы выглядят почти мило: сидят тихо, еще и заплатят сколько скажешь, лишь бы не вызывал полицию, - золото, а не пассажир.
Еще один тип неадекватных пассажиров — родители с детьми. Не все, но понять можно по одному вопрос: «Сколько лет вашему ребенку?». Адекватные отвечают: 12. Таксист не сотрудник полиции, он не обязан и не имеет права проверять документы. И если пассажир врет о возрасте ребенка, то при встрече с сотрудниками ГАИ это проблемы пассажира. Неадекватные говорят правду: 5,6, 10 - таких сразу отправляешь заказывать «детский тариф».
Тут часто слышишь в ответ: «А чо такого? Мы вот на своей спокойно без детского кресла ездим». Так вот, Госдума приняла закон: самозанятый таксист — юрлицо, а для юрлиц штраф - 50 000 рублей. Рисковать такой суммой, потому что кто-то захотел сэкономить 50 рублей на «детском тарифе», вот с этим не к таксисту, а к психиатру надо обращаться, ну или в Госдуму — пусть отменяют штрафы.
Екатеринбургское привидение
Когда ночью по объездной проезжаете мимо Ботаники, обратите внимание на съезд на ул. 8 Марта. Время от времени там в темное время суток можно заметить таксиста на аварийке, который кого-то ждет. Призрачный пассажир — я тоже пару раз попадался.
Когда принимаешь заказ, на место подачи тоже не особо смотришь, в основном на время езды до пассажира, чтобы не больше 7 минут было, все остальное — не важно. Если в это время заказ на Ботанику, есть шанс, что навигатор приведет на объездную. А там флажок места подачи начинает «скакать» и в итоге замирает между двух полос.
Вообще этому глюку много лет. Еще когда "Яндекс" только пришел в город, водители рассказывали мне, что в районе Ботаники программа сбоит и иногда вот так определяет местоположение пассажира, да еще и зависает — дозвониться и уточнить у человека, где он на самом деле, невозможно.
Но мне нравится думать, что это какая-то заблудшая душа пытается прийти к Богу, там как раз в том месте церковь через дорогу. Раз стремится — значит, наверное, не все потеряно и однажды дойдет. И пусть это ненаучно, но история, по-моему, все равно красивая. Да и Екатеринбургу 300 лет — при таком возрасте в уважающем себя городе просто обязательно должно быть хоть одно «фирменное» приведение.
Самая главная тайна такси
Среди таксистов есть множество гипотез, как заработать больше.
Одни «гоняются за кэфом» - зонами и периодами повышенного спроса, когда к базовому тарифу агрегатор делает надбавки различной величины. Утром или во время дождя, когда цена поездки вырастает в два раза, речь вот об этом. Но на самом деле заработать на этом очень сложно: как правило, в этих зонах и в это время на дорогах возникают пробки и заторы, время поездки, соответственно, также увеличивается раза в два, и водитель в пересчете на доход в час ощутимой прибыли не получает — нервов больше потратишь и устанешь быстрее.
Кто-то верит в «коротыши». Тариф рассчитывается по принципу: время поездки/километраж плюс фиксированная плата «за подачу». Соответственно, чем короче поездки, тем они за счет этого самого «за подачу» дороже в пересчете на километраж и вроде как выгоднее. Вот все, которые короче 15 минут, называются «коротышами». Но на самом деле выгоды тут немного: до пассажира ведь еще доехать надо, и это время никак на цену не влияет. Выгодно получается, только если нового пассажира забираешь ровно там, где высадил предыдущего, но такое редко бывает.
Кто-то выбирает «хитрые настройки». Водитель при приеме заказа видит только, откуда забирать пассажира, но куда повезет — не знает до прибытия на место. Соответственно, это лотерея: можно уехать в Академ или посреди ночи вообще за город и возвращаться потом пустым — это невыгодно, потеря времени и, соответственно, денег. Чтобы этого избежать, можно включить специальные опции вроде «мой район» или «по делам» - в этом случае таксист будет ездить строго в пределах некой комфортной для него зоны с радиусом в 2-5 км или по конкретному маршруту, кроме того в этом случае агрегатор открывает «точку Б» - при поступлении заказа показывает, куда пассажир едет. Взамен "Яндекс за эти режимы берет дополнительную комиссию, а самое главное, по моим экспериментам, заказов в этом случае ощутимо меньше — сильно увеличивается время «холостого пробега», а это убыток, а не работа.
«Самое выгодное — это просто ездить, возить все заказы подряд», - наставляли меня в одном из таксопарков, когда только начинал. Это оказался самый дельный совет, но тоже есть масса нюансов, не зная и не понимая которых можно уйти в минус.
Я же обнаружил вот какой секрет.
- Два месяца езжу, все перепробовал, обнаружил, что 90% прибыли зависит всего от одного параметра, причем довольно неожиданного. Как думаешь, какого? - спросил я тут как-то одну подругу.
- Хорошее настроение.
- Блин, я, что, уже спрашивал? Как догадалась?
- Да с тобой, видимо, давно общаюсь и сама заметила, что в бизнесе это так и работает: когда настроение хорошее — даже самые сложные проблемы решаются легко и весело, в итоге в плюсе, а когда плохое — даже если все идет как надо и никаких проблем не возникло за день, все равно потом видишь, что прибыль падает. Вот и в такси, наверное, то же самое.
- Да, видимо, это универсальный принцип.
Я обратил внимание, что упомянутые вверху цифры «доход в 10 тыс за смену» получались только в дни, когда я выходил на линию в хорошем настроение и это настроение удавалось сохранить на весь день. И наоборот: в плохом настроении смены прошли в убыток, никакие хитрости и кэфы этого исправить не смогли.
В плохом настроении чаще ошибаешься, тупишь да и вообще думаешь о всякой ерунде. Останавливаешься передохнуть и пар выпустить чаще. Пока злишься на "Яндекс", пассажиров, судьбу — зарабатывать не получается.
И, думаю, это справедливо в любой сфере. Не важно: крутишь баранку, сидишь в офисе или изобретаешь что-нибудь — пока злишься на окружающий мир, просто упускаешь время и возможности. Настроение — вот главный капитал, от которого зависят доходы. Для себя я сформулировал это так: «Уныние не продается, это никому не нужный товар»."