На минувшей неделе в регионах УрФО выпал первый снег. Жители многих городов в очередной раз столкнулись с гололедом на тротуарах и липкой грязью на подтаявших дорогах. Почему так происходит и как этого избежать, разбираемся в материале ЕАН.
Во многих городах России, несмотря на наличие современных противогололедных материалов (ПГМ), по-прежнему посыпают дороги песком с солью. По статистике, из тонны песка, который высыпают дорожные службы, 700 кг - это пыль, глина и мелкие частицы, которые не помогают сцеплению, а только разводят грязь. Доля «зимних» ДТП в некоторых муниципалитетов порой достигает 80%. На скользких дорогах калечатся люди – именно зимний травматизм в общей структуре становится причиной 15-20% случаев инвалидности.
Между тем специалисты давно говорят: чтобы в городе не было грязи, вместо песка надо использовать современные противогололедные материалы. Крайне важно соблюдать правильную технологию их использования: посыпать ими дороги еще до появления снега и в указанных производителем объемах.
Современный тип противогололедных материалов - это многокомпонентные реагенты, состоящие из разных видов солей с ингибиторами коррозии. В зависимости от состава они действуют при температурах до –25 градусов, а их коррозионная активность - на уровне водопроводной воды. Принцип действия следующий: при соприкосновении со снегом или льдом соль разрушает связи между молекулами. Снег тает и не укатывается под колесами автомобилей, а лед превращается в воду.
В идеале реагенты должны применяться до выпадения снега и образования гололеда, чтобы предотвратить его. Но если дорога уже стала скользкой, то в зависимости от вида материала и толщины льда процесс его растапливания может занять от 15 минут и сохранять эффект до 6 часов. А в случае образования наката реагенты позволяют его разрушить, чтобы потом с помощью специальной техники убрать рыхлый снег. От обычного песка такого эффекта нет.
Екатеринбург, как и Москва, сегодня входят в число городов, где сегодня используют «Бионорд». После перехода с песка на реагент число зимних ДТП в столице Урала сократилось на 72%. В Москве показатель зимней аварийности снизился на 67%, в Казани — на 45%, в Красноярске — на 28%.
Бытует мнение, что реагенты опаснее солей и песка, однако современные исследования показали, что это не так. В основе современных противогололедных материалов – такие же натуральные соли, причем намного менее безвредные, чем техническая соль. Основные компоненты современных ПГМ - хлористый натрий, хлористый кальций, формиат натрия и карбамид - безвредны для человека и животных, более того, они входят в состав лекарств, минеральной воды и продуктов питания.
На всех современных предприятиях работают лаборатории по оценке качества сырья. Специалисты отслеживают, чтобы в продукцию не попали какие-либо примеси, в том числе тяжелые металлы. Это подтверждают и независимые исследования, проведенные на кафедре общей и военной гигиены Северо-Западного государственного медицинского университета имени И.И. Мечникова Минздрава России. Там исследовали противогололедные материалы от ООО «Уральский завод противогололедных материалов», где производят «Бионорд», а также от ООО «Зиракс Про», АО «Производственное объединение «ТОС», ООО «Завод минерального сырья и противогололедных технологий». Установлено, что все реагенты относятся в основном к 4 классу опасности, то есть являются малоопасными веществами.
Что касается популярного в некоторых регионах песка, то он несет опасность для здоровья человека. Из-за песка быстрее стираются шины, асфальт, в результате чего в воздух попадают остатки резины, битума, нефтепродуктов. Это повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний, приводит к обострению болезней дыхательной системы, раздражению слизистых, конъюнктивитам и появлению аллергических реакций.
Кроме того, песок оседает на улицах, его невозможно полностью вывести вместе со снегом, и из-за этого весной создаются настоящие пылевые бури. Современные реагенты не требуют вывоза и уборки - они просто смываются с асфальта водой.
Разумеется, чистота улиц зависит не только от применяемых реагентов, но и от работы коммунальщиков. Согласно дорожным ГОСТам, слой снега не должен превышать 5 см во время снегопада. Спустя 3-6 часов после его окончания дорожное покрытие необходимо очистить. На тротуарах рыхлого и талого снега не должно быть через 1-3 часа. Эксперты уверены, что, если эти стандарты будут соблюдаться, проблема грязных и скользких дорог будет решена.