РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 16 октября 2024 в 17:51

«Нас всех оцифруют»: как искусственный интеллект помогает бороться с нарушителями на дорогах

© Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Умные камеры устанавливают на российских дорогах
Искусственный интеллект плотно внедряется в дорожную сферу. С помощью «умных» камер фотовидеофиксации уже можно распознавать транспортное средство без госномера и по определенным приметам идентифицировать его или определить байкера, который едет без мотошлема, и многое другое. В перспективе нейросети смогут выявлять и другие нарушения – например, устанавливать водителей, которые переписываются за рулем, или пешеходов, перебегающих дорогу в неположенном месте.
О будущем современных технологий и о дорожной обстановке в Свердловской области в интервью ЕАН рассказал эксперт в области фотовидеофиксации нарушений ПДД, директор департамента безопасности дорожного движения и аналитики ГК «Урбантех» Александр Домбровский. Наша беседа состоялась в кулуарах XI Международной специализированной выставки «Дорога-2024», которая сейчас проходит в «Екатеринбург-Экспо». Там группа компаний «Урбантех», представительства которой есть во многих городах России, представила свой стенд с последними разработками.
- Александр, по итогам 2023 года в рейтинге по безопасности дорожного движения, который был составлен при участии ГК «Урбантех», Свердловская область замкнула топ-6 регионов с передовым уровнем. Впереди только субъекты, площадь которых значительно меньше, такие как Чечня, Коми, ЯНАО. Получается, что из крупных регионов Средний Урал самый безопасный? Как-то не верится, учитывая, что ДТП у нас происходят чуть ли не каждый день…
- Да, Свердловская область уже второй год подряд входит в регионы передового уровня. И это не просто так: в основе исследования лежит серьезная методологическая база, к расчетам привлекались эксперты-математики. При составлении модели учитывались протяженность и количество дорог в субъектах России, интенсивность движения, число автомобилей. Понятно, что там, где меньше машин, меньше и ДТП.
Но в основу рейтинга взяты не абсолютные, а относительные показатели, и в сравнении с другими регионами Свердловская область находится на очень высоком уровне.
Фрто: ЕАН, Антон Басанаев. Александр Домбровский рассказал о ситуации на свердловских дорогах
Отмечу, что в прошлом году впервые за относительно долгое время в целом по России выросло количество погибших в ДТП. На Среднем Урале же, напротив, этот показатель снизился.
- За счет чего, на ваш взгляд, этого удалось добиться?
- Я бы отметил эффективную совместную работу транспортных властей региона и Госавтоинспекции. Например, ранее в Свердловской области был зафиксирован рост ДТП на пешеходных переходах, но эту проблему решили очень быстро - была разработана и внедрена целая программа по оборудованию пешеходных переходов. По опыту могу сказать, что в некоторых других субъектах на решение таких проблем порой уходят годы.
- В этом же исследовании отмечается, что на дорогах Свердловской области, протяженность которых более 32 тыс. км, установлено 250 камер фотовидеофиксации. На ваш взгляд – много это или мало? Следует ли увеличивать их число?
- Для того, чтобы это понять, нужен глубокий анализ. Такой мы проводили для Москвы и Московской области, и там эти расчеты сейчас эффективно используются. Что касается Свердловской области, то, если говорить не об абсолютном количестве камер, а о том, сколько их приходится на 1 км, тут есть отставание от других регионов в передовой группе. На мой взгляд, число комплексов видеофиксации нужно увеличивать. Но при этом нужно не забывать, что главное – это не количество, а качество: они должны удовлетворять всем современным требованиям и быть эффективными.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Стенд ГК "Урбантех"
- С 1 сентября в России вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», регулирующий правила установки камер видеофиксации. Как я понимаю, там прописаны и основные требования к камерам. Какими они должны быть и что в целом изменилось с принятием поправок?
- Главное, что поменялось, – это то, что теперь о месте размещения комплексов фотовидеофиксации принимают решение три стороны: транспортные власти, собственник дороги и Госавтоинспекция.
Раньше юридически за их установку отвечал только собственник дорог. При взаимодействии с другими инстанциями, думаю, работа будет эффективнее.
Кроме того, на смену рекомендациям пришли четкие требования, где нужно устанавливать камеры, а где – нет. Поэтому регионам предстоит работа по передислокации тех комплексов, которые находятся в неположенных местах и не имеют должную эффективность – не снижают аварийность.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Детектор транспорта "Азимут"
Что касается технических требований, то совсем старые комплексы, которые не могут быть интегрированы в федеральную систему фотовидеофиксации, должны быть заменены. В Свердловской области тоже есть устаревшее оборудование, которому от 6 до 10 лет. Но жестких требований к камерам, к сожалению, в законе нет. А ведь за последние три года произошел колоссальный прорыв в области фотовидеофиксации, появились нейросетевые технологии, и, конечно же, хотелось бы, чтобы применялись именно современные комплексы, которые уже показывают свою эффективность в повышении безопасности на дорогах.
- Александр, как я понимаю, на выставку вы привезли именно такое оборудование. Расскажите о том, что вы представили на стенде?
- Мы привезли несколько разработок. Ключевое – это комплекс фотовидеофиксации «Азимут 4», который может применяться как стационарно, так и устанавливаться на автомобили. У него высокая точность и очень низкая погрешность в измерении скорости.
Прибор может определять такие нарушения ПДД, как непристегнутый ремень безопасности, невключенные фары, он заметит, если водитель во время движения говорит по телефону.
К слову, по итогам 2023 года именно «Азимут 4» стал лидером по объему произведенного и установленного оборудования в России. Также на стенде представлен комплекс фотовидеофиксации «Азимут Парковка», который, соответственно, фиксирует нарушения правил остановки и стоянки. Наше оборудование уже применяется как в регионах России, так и в дружественных странах ближнего зарубежья, и мы постоянно совершенствуем его.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Комплекс "Азимут"
Помимо этого, на выставке мы представляем «Аналитический модуль безопасности дорожного движения». C его помощью специалисты оперативно определяют места концентрации ДТП и выдают инструменты реагирования, оценивают, где следует установить комплексы видеофиксации, анализируют эффективность их работы.
Также в числе наших разработок цифровой сервис на базе ИИ – система контроля за транспортировкой строительных отходов «ОССиГ-контроль».
Решение позволяет эффективно бороться с проблемой нелегальных свалок строительных отходов. Система анализирует, какие автомобили легально перевозят мусор со строек, а какие - нет. Самое интересное – система умеет определять, есть ли в кузове строительные отходы или грузовик едет пустой, довезен ли мусор до специализированного полигона или же был сброшен в неположенном месте.
Мы внедрили этот инструмент в Подмосковье, где он позволил снизить количество нелегальных свалок строительного мусора более чем на 60%, а экономия бюджета на ликвидацию свалок составила более 150 млн рублей.
При этом нейросеть определяет не только наличие груза в кузове, мы обучили ее определять и тип перевозимого груза. Если выявлено нарушение, например грузовик не заехал на комплекс по переработке строительных отходов и при этом продолжил путь уже без груза в кузове, потенциальное досье направляется инспекторам Минэкологии МО для расследования.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Разработки ГК "Урбантех"
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Разработки ГК "Урбантех"
Кроме того, на основе искусственного интеллекта создана наша система контроля соответствия цветографической схемы подмосковных автомобилей такси утвержденным в регионе стандартам. Нейросеть анализирует материалы с детекторов транспорта и выявляет автомобили, не соответствующие стандартам, то есть другого цвета. За два года работы в Подмосковье решение помогло выявить более 37 тыс. нарушений.
- Мы привыкли, что камеры по номерам машин вычисляют нарушителей, в итоге последние получают штрафы за превышение скорости и др. Я слышала, что сейчас появились камеры, которые могут вычислить и владельца авто с запачканным или снятым номером. Так ли это?
- Да, и такой опыт уже есть.
Например, на платной дороге в Московской области наши камеры выявляли машины без номеров, по определенным приметам могли идентифицировать их госномер.
Но пока нет нормативной базы, которая бы сочла это за доказательство и позволяла бы штрафовать автовладельцев. Однако современные технологии позволяют по-другому поймать нарушителей. В Подмосковье уже неоднократно проходили рейды, когда на планшет сотрудники ГАИ передавалась информация, что едет автомобиль без номера или едет машина, на которой числится много неоплаченных штрафов. Инспекторы оперативно останавливали такие авто и применяли меры реагирования.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Стенд ГК "Урбантех"
- На ваш взгляд, возможно ли в обозримом будущем, что камеры по биометрии смогут вычислять и пешеходов-нарушителей?
- По моему мнению, мы обязательно к этому придем – нас всех «оцифруют».
В тех же банках давно активно используется биометрия, со временем ее реализуют и на дорогах. Нужны лишь изменения в законодательстве – пока идентификация по биометрии юридически не закреплена. Вместе с тем мы реализовали пилотный проект в Московской области на железнодорожных переходах - идентифицировали людей, которые переходят на запрещающий сигнал. Далее уже сотрудник транспортной полиции работал с нарушителями, предъявляя им фотографии со средств фиксации.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Стенд ГК "Урбантех"
- Для Екатеринбурга очень актуальна проблема самокатов – ДТП с этими средствами передвижения в летний сезон фиксировались почти ежедневно. Однако, как правило, их водители пользуются услугой кикшеринга. На ваш взгляд, могут ли помочь камеры идентифицировать таких нарушителей?
- Опять же приведу в пример Москву, где уже решили эту проблему. Камеры фиксируют нарушения – езду вдвоем, неспешивание перед пешеходным переходом, езду по тротуарам - и передают их в органы транспортной власти. Те, в свою очередь, отдают эти данные кикшеринговым компаниям, а последние применяют свои санкции – блокируют аккаунты нарушителей, штрафуют их. Это также позволяет снизить количество несовершеннолетних самокатчиков.
Фото: ЕАН, Антон Басанаев. Стенд ГК "Урбантех"
Но пока оштрафовать нарушителей аналогичным образом, как штрафуют автомобилистов, юридически невозможно. Ждем, когда нормативно-правовая база догонит технические возможности.
- Александр, есть ли еще какие-то новинки, созданные на базе искусственного интеллекта, которые можно анонсировать?
- В этом году в Московской области мы внедрили контроль езды на мотоциклах без шлема. То есть камера сначала определяет, что едет мотоцикл, потом - что на нем находится человек без шлема, затем она определяет регистрационный знак и передает данные в ГАИ. Первые нарушения таким образом уже были оформлены.
Кроме того, Минтранс вынес на обсуждение запрет об использовании гаджетов за рулем. Сейчас водителю запрещается только говорить по телефону, но планируется ввести запрет еще и на переписку, просмотр фильмов. Такие нарушения тоже способен выявлять искусственный интеллект. Думаю, что нейротехнологии смогут сделать еще очень много полезного для обеспечения безопасности на дорогах.
almaceramica