Одной из центральных тем в информационной повестке Екатеринбурга стало заявление мэра уральской столицы Алексея Орлова о готовности и даже необходимости введения туристического налога. По его словам, собранные деньги планируется направить на развитие внутреннего въездного туризма, установку знаков туристской навигации, теплые туалеты, поддержку событийных мероприятий. Как и любая фискальная инициатива властей, встречена она была в штыки.
Причин тому несколько: во-первых, не сразу было разъяснено, кто и как будет платить туристический налог. Во-вторых, непонятно, куда пойдут полученные средства. Наконец, каким будет эффект от этих взносов для рядового горожанина. ЕАН совместно с членом создаваемой рабочей группы по введению туристического налога в Екатеринбурге, депутатом гордумы, юристом Сергеем Козловым разбирались в тонкостях фискальной новинки.
Что такое туристический налог
В начале июля был принят федеральный закон о введении фиксированного туристического налога. Теперь ему посвящена отдельная глава в Налоговом кодексе РФ. Каждый город сам принимает решение о необходимости введения, а также о ставке, максимум которой установлен в НК. Объект налогообложения - услуга временного размещения туриста.
Как отмечает Сергей Козлов, предельная ставка туристического налога на 2025 год составит 1% от стоимости оказанных услуг временного проживания без НДС (но не менее 100 рублей). С каждым годом она будет повышаться на 1% и к 2029 году составит 5%. Ставка будет учитывать сезон и категорию предоставляемого жилья. Сумма налога должна быть выделена в счете за проживание отдельной строкой.
Туристический налог, подчеркивает Сергей Козлов, относится к местным, то есть деньги с его уплаты поступают в бюджет муниципалитета.
«Мне очень хочется увидеть екатеринбуржца, который выступает категорически против дополнительных доходов казны уральской столицы», — отмечает депутат.
Кто платит?
Платить налог в бюджет будут должны организации и ИП, оказывающие гостиничные услуги по временному проживанию. Таким образом, снимается главная претензия екатеринбуржцев к Алексею Орлову: сами жители уральской столицы туристический налог платить не будут.
Какие туристы не платят?
От уплаты туристического налога освобождены определенные категории россиян. Это Герои Советского Союза, Герои РФ или кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, участники СВО, ветераны и инвалиды боевых действий, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», «Житель осажденного Севастополя», «Житель осажденного Сталинграда», инвалиды I и II групп, инвалиды с детства. Для подтверждения льготного статуса нужно будет показать документ.
Кроме того, муниципалитет вправе устанавливать и дополнительные категории льготников. В Екатеринбурге их определит рабочая группа.
Мэр Алексей Орлов, например, предлагает освободить от туристического налога организованные группы школьников и детей из многодетных семей.
Цвет денег
Одной из главных претензий к "глашатаю" туристического налога Алексею Орлову стало то, что деньги будут поступать в бюджет Екатеринбурга.
«Сбор, что называется, неокрашенный. На мой взгляд, большей проблемой здесь является не само его взимание, и даже не его размер, а то, на что он пойдет. Увидят ли туристы от этого отдачу?» — рассуждала в эфире свердловского ОТВ исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Ее екатеринбургский коллега Михаил Мальцев отметил, что в принципе не против введения налога как такового. «Суть наших сомнений и предложений в том, чтобы он был введен поэтапно, своевременно по окончании разъяснительной работы, проведения общественных слушаний, чтобы были высказаны мнения всех сторон. Мнение, что с налогом не стоит спешить, высказали многие крупнейшие объединения», — отметил в комментарии ЕАН Мальцев.
Как рассуждает Сергей Козлов, то, что сбор «неокрашенный», вполне поправимо. «Давайте прикинем: количество туристов, приезжающих в Екатеринбург, по данным мэрии, — около 1,4 млн человек в год (2023-й брать не будем, там мы отмечали 300-летие, поэтому 1,7 млн — это такая поправка на юбилей). Перемножаем. Значит, с туристов в Екатеринбурге мы получаем 140 млн рублей в год»,— отмечает Козлов.
Их «покраску» он предлагает осуществить при планировании бюджета. «140 млн рублей — это благоустройство минимум одного парка в уральской столице. Прописываем в бюджете конкретную статью расходов — благоустройство парка или, например, набережной Исети. И в результате эта сумма расходуется на конкретную цель, причем направленную как раз на развитие туристической инфраструктуры», — говорит депутат.
Мнение, что «спешить с налогом не стоит», Сергей Козлов не разделяет. «Нас постоянно попрекают низкими темпами благоустройства, большие сложности возникают с получением денег из федерального бюджета по программе «Формирование комфортной городской среды». И при этом предлагают поставить на паузу источник «прямых» денег в городскую казну. В этой ситуации хочется процитировать Высоцкого: «Надо выбирать, и выбор труден», — отмечает Сергей Козлов.
Кто с нами?
Туристический налог предполагается ввести не только в Екатеринбурге, но и в городах, входящих в екатеринбургскую агломерацию. Объясняется это и тем, что туристы могут пойти на хитрость: ехать в уральскую столицу, а останавливаться в городах-спутниках. Разумеется, после введения турналога получаемые сборы будут поступать в бюджеты городов агломерации — единого бюджета у городов близ Екатеринбурга нет. «Да, в городах агломерации «покрасить» эти деньги предложенным мною способом будет сложнее, но все равно полагаю, что от прямых поступлений в бюджеты муниципалитетов там не откажутся», — заключил Сергей Козлов.