РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 11:47
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Тревога, гордость и новые ценности: итоги трех лет СВО в самосознании россиян

Психолог, социолог и философ – о ментальных изменениях у россиян после трех лет СВО
Сегодня, 24 февраля 2025 года, третья годовщина начала специальной военной операции на Украине. За этот период наша страна многое пережила. Но мы подробнее остановимся на когнитивном восприятии гражданами происходящих событий. ЕАН опросил социолога, психолога и философа, которые каждый со своей стороны рассказали, какими мы выходим из трехлетнего испытания на фоне устойчивых слухов о его окончании и что нас ждет дальше на этом пути.
Психолог Антон Кузнецов отмечает, что у россиян за эти годы, безусловно, вырос уровень тревожности. Пусть это не первый крупный военный конфликт в истории позднего СССР и России – были и Афганистан, и Чечня, - однако сейчас у людей есть интернет, и они могут наблюдать за происходящим практически в прямом эфире, узнавая любые подробности ведения военных действий. Однако за несколько лет россияне адаптировались к новому состоянию и стали спокойнее относиться к тем страшным картинкам, которые видят.
«Несомненно, был шок оттого, что наступила реальность войны – жертвы, калеки, ранения. И это все вызывало состояние, близкое к панике. Сейчас все адаптировались, но уровень тревожности пока сохраняется. Вроде все хорошо у людей, которые находятся вне военных действий, но все равно мы все в этом информационном фоне», — рассказал Антон Кузнецов.
Когда началась СВО, у людей было разное к ней отношение, и примерно 20% так и не поняли ее причин и не приняли, напоминает профессор кафедры прикладной социологии Уральского гуманитарного института УрФУ Анатолий Меренков. После мобилизации многие из них попытались покинуть страну, правда, впоследствии вернулись. Скорее всего, эти люди, ориентированные на самих себя, а не на развитие России, так и не изменят своего отношения к этому процессу, предположил эксперт.
«Они уходят от разговоров на эту тему, просто ожидая, когда все закончится, а когда это произойдет, примут необходимость изменений в обществе, но участия в них принимать не захотят, оставаясь в стороне и сохранив внутри себя негатив. Вторая группа – это большая часть граждан, которая приняла происходящее, за эти три года они привыкали к тому, что жизнь страны прежней уже не будет. Они помогают фронту материально, поддерживают военных морально. Есть и те, кто просто не обращает внимания и живет так, как жил», — считает Анатолий Меренков.
Если говорить о первой группе людей, то здесь причина поведения кроется в том, что страна 30 лет жила в условиях рыночной экономики и многие привыкли ориентироваться на свой личный успех. Получилось так, что личность была оторвана от общества и его интересов. И такие люди не примут изменений, они будут стремиться к возвращению на прежний путь, к прежним условиям. Однако либерализм неприемлем, когда страна должна двигаться по своему собственному пути, запуская изменения во всех сферах жизни, убежден социолог.
Безусловно, важна та группа, которая вернется с фронта. Сотни тысяч человек, которые не приемлют возврата к прежнему пути, и они дают надежду на возможность выработать самостоятельную политику. Это потребует изменения системы управления страной, ведь действующая основана на том, что руководителями становятся люди по знакомству, опять-таки ориентированные на самих себя. Это станет неприемлемым для населения, ведь нельзя совместить работу на самих себя и на благополучие страны. Тогда это управленческое разделение станет важным средством для движения России к полной самостоятельности.
Антон Кузнецов рассказал, что среди его знакомых воевали 11 человек, из них 10 погибли. Он считает, что такая же статистика и у других россиян.
«По кровопролитности и жестокости эту войну можно сравнить с Великой Отечественной, и вернутся к нам такие же герои, которые испытали те же трудности. Это подтвердят и те, кто повидал и Афганистан, и Чечню, и Сирию. Они говорят, что по сравнению с происходящим на Украине эти кампании можно сравнить со стычками с хулиганами. Тебя атакуют танки, вертолеты, артиллерия. Люди просто грудью останавливают танки, как это было на Великой Отечественной войне. У моджахедов не было танков и артиллерии, только стрелковое оружие. И нужно помнить, что в СВО принимает участие огромное количество людей. Поэтому определенные психологические проблемы у ветеранов будут, и с ними нужно будет разбираться и работать не только государству, но и всем соотечественникам.
Ветеранов Афганистана было не так много, но вспомните, что они значительно повлияли на ситуацию в стране. Здесь будет совершенно другой уровень», — говорит Антон Кузнецов.
За минувшие три года жители России прошли глобальное экзистенциальное испытание, которое показало, кто есть кто на самом деле, считает философ Анна Кирьянова.
«Мы познаем свою суть только в экзистенциальной ситуации. Думать о себе можно все что угодно, пока сидишь перед телевизором, лежишь на пляже, медитируешь, отправляешься в ретрит и так далее. Мы можем приписывать себе те или иные качества, как недооценивать, так и переоценивать свои силы, зарекаться от чего-то. Но только экзистенциальная ситуация делает нас равными самим себе. По поступкам, высказываниям можно понять, каков человек на самом деле. И, как ни странно, мы изменились к лучшему. Потому что стали важными главные ценности – любовь, дружба, самопожертвование где-то, патриотизм, который действительно есть в наших сердцах без всяких громких лозунгов. Оказалось, что нам дорога наша Родина, и это люди доказали на деле, бросившись ее защищать, жертвуя своими жизнями. И в процессе получилось так, что человек понял, кто он на самом деле», — говорит она.
По мнению Анны Кирьяновой, некоторым это понимание не очень понравилось. Те, кто считал себя сильным и свободным, решили уехать из страны, «трусливо сбежать», отмечает она. А те, кого считали «маленькими людьми», в итоге оказались движущей силой, показали себя смелыми и отважными, щедрыми, отдавая самое дорогое.
«Я считаю, что этот период нас изменил. Можно так всю жизнь прожить и не знать, кто ты такой, пока не наступит экзистенциальное время, время серьезных событий, когда и происходит становление человека», — отмечает она.
По мнению Антона Кузнецова, когда СВО завершится, подавляющее большинство людей испытает долгожданное облегчение, вне зависимости от того, какой они позиции придерживались.
Однако уровень тревоги снимется не сразу: при идеальном стечении обстоятельств – отсутствии вялого продолжения конфликта в виде экономического давления и угроз – на психологическое восстановление граждан уйдет около года. Впрочем, психолог советует сейчас не забывать о том, что СВО может продолжиться еще на длительный срок и, возможно, россиян ждет еще одна мобилизация.
«Все эти надежды на мир, наоборот, могут привести к тому, что мы не будем готовы, например, к новой мобилизации. Такая вероятность тоже не исключена – любой мужчина в возрасте от 18 до 60 лет должен быть готов не к миру, а воевать. К повышению зарплаты мы всегда готовы, а вот к увольнению? Разумеется, к миру мы готовы и примем его, каким бы он ни был. Нужно быть совсем глупым или злым, чтобы рассуждать, мол, мы мало завоевали, результат не такой, на какой мы рассчитывали. Но на такие рассуждения имеют право только те, кто непосредственно принимал участие в боевых действиях. Впрочем, я уверен, что у них таких рассуждений не будет», — отмечает Антон Кузнецов.
Анатолий Меренков убежден, что Россия должна пойти по собственному пути развития, которого должны придерживаться граждане в едином порыве. «У нас есть выбор – вернуться на прежний путь или развиваться самостоятельно. История с готовностью зарубежных брендов вернуться – это удочка, на которую хочется клюнуть сторонникам первого варианта. Но России нужна полная сплоченность, это главная задача ближайшего будущего. Выбор собственного пути определяется собственным выбором каждого человека, но никто не знает, что в голове у тех самых «скрытых», — говорит Анатолий Меренков.
В дальнейшем страну ждут масштабные процессы изменений, в этом Анна Кирьянова солидарна с Анатолием Меренковым, уверяя, что начались они еще пять лет назад.
«Все это мегапроцессы будут долгими. И ни в коем случае не надо делать упор на то, что в один прекрасный день занавес раздернется, как у Буратино, увидевшего тот самый театр, и настанет счастье. Так не будет: все в один день не закончится. Мегапроцессы громадные, они затрагивают не одно поколение. Нам нужно будет приложить усилия для того, чтобы улучшать нашу страну и укрепить ее», — заключила Анна Кирьянова.
zori
almaceramica
Главные новости
Власти Екатеринбурга создадут карту памятников архитектуры для инвесторовГлавреда «Вечерних ведомостей» будут судить за пост о «лимоновцах»*Как провести выходные 14 - 16 марта - атмосферные локации от Константина Панова«Автомобилист» впервые выиграл на «УГМК-Арене»Вице-мэр посоветовал екатеринбуржцам отказаться от белой обуви до мая«Синара» в Челябинске подала в суд на водителя троллейбуса за критику в рабочем чате