В Екатеринбурге вечером 29 июля по адресу Мартовская, 6 рухнуло трехэтажное кирпичное здание 1973 года постройки. Там находились офисы и производственные помещения — мастерские, автосервисы, логистическая фирма, офисы небольших строительных компаний, швейное и мебельное производство.
Обрушение произошло с первого по третий этаж первой секции около 16:43. Люди успели эвакуироваться из здания: 12 человек — самостоятельно, около 21–24 сотрудников были эвакуированы спасателями. Пострадавших не было выявлено, никто не обращался за медпомощью.
Прокуратура Свердловской области начала проверку, чтобы установить, кто отвечает за надлежащую эксплуатацию здания, включая владельцев и арендаторов, и при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования.
И вот тут самое сложное - найти собственника. Формально здание вообще не состоит на учете как целый объект.
Согласной данным публичной кадастровой карты, тут как минимум 17 разных помещений, с разными собственниками. Все помещения сдаются в аренду, в субаренду, перепродаются. Это небогатые компании, думающие, как выжить, и они практически не заботятся о содержании общего имущества, разве что делают косметический ремонт в своих помещениях.
Помещения на третьем этаже принадлежали компании «Игрушка», часть была продана, часть осталась за организацией. В помещениях на втором этаже сидят две строительные фирмы, принадлежащие одному человеку, но в больших проектах они не участвуют. Продажа и перепродажа офисов тут самое прибыльное дело.
Офисы здесь недорогие: судя по объявлением на сайтах недвижимости, 208 кв. м владелец продавал за 7,5 млн рублей. Но и состояние не очень: течет крыша.
Отметим, что ранее в здании располагалось и производство мебели, и офисы по продаже и отгрузке этой продукции.
Участок земли зато един под зданием. Эта земля считается приаэродромной зоной двух аэропортов (Кольцово и Арамиль), что значительно ограничивает возможности по строительству, реконструкции и размещению опасных объектов на участке. Тут также запрещено высотное строительство.
Есть ограничения по использованию и со стороны энергетиков. Например, запрещено размещать объекты, мешающие доступу к электросетям, разводить огонь, складировать ГСМ, проводить строительные, взрывные, мелиоративные работы без согласования, сажать/вырубать деревья, устанавливать рынки, гаражи.
Участок никому не принадлежит, но городом сдается в аренду фирмам. Виды разрешенного использования: под производственные помещения. Среди арендаторов земли - челябинская фирма ООО «Позитив», екатеринбургская организация «Компания Драйв» (она занимается ремонтом гидравлического оборудования, цеха расположены там же в здании) и ликвидированный «Параллакс Плюс».
Сейчас прокуратура ищет собственников, но ей, видимо, придется наказать собственников конкретных обрушившихся помещений за ненадлежащее содержание. Если крыша текла и текла уже давно, то вода могла подмыть стены и перекрытия.
История с Мартовской, 6 не исключение, а симптом. Подобные «офисники» советской постройки, разделенные на множество мелких помещений, не имеющие единого хозяина и формального статуса, обречены на вымирание. Их арендаторы редко заинтересованы в капитальных ремонтах, земля под ними — в аренде с обременениями, а сами здания физически и юридически размыты. Пока никто не берет на себя ответственность, эти строения тихо деградируют — до обрушения.

Перед обрушением на третий этаж екатеринбургского офисника краном загрузили тяжелые станки29 июля в 19:51
