Дефицит топлива докатился и до Урала: в Свердловской и Челябинской областях небольшие сети уже заявили об ограничении отпуска топлива «в одни руки». Страну бензиновое безумие терзает уже примерно два месяца, Отголоски этого мы видим и на наших заправках в резко выросших ценах на бензин и дизтопливо. Что происходит на топливном рынке, как он устроен — на эти вопросы отвечаем в материале ЕАН.
Как устроен топливный рынок России
Российский рынок топлива почти полностью поделен между крупными игроками. Основные объемы производства и продаж сосредоточены в нефтяных компаниях — «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» и «Татнефти». Эти структуры контролируют всю цепочку — от добычи нефти до розничных продаж на АЗС. Это так называемые вертикально интегрированные компании (ВИНК). Слабую, но все же конкуренцию им составляют независимые поставщики и сети, которые занимают не более 10–15% рынка.
Их возможности влиять на ценообразование или закупки крайне ограничены. Но они могут активнее играть ценами: предлагать более высокие, снижать, а главное — они работают там, где крупным нельзя (Крым, новые территории из-за санкций) или невыгодно (окраины Дальнего Востока).
В России работает около 30 крупных НПЗ, и почти все принадлежат ВИНК. Это значит, что НПЗ производят бензин и дизель не для свободной продажи, а прежде всего для своих розничных сетей и корпоративных клиентов (например, «Лукойл» снабжает свои АЗС). После обеспечения собственных сетей излишки топлива компании обязаны реализовывать через биржу — в соответствии с требованиями правительства о «биржевых квотах» (5 – 12% от общего объема производства в зависимости от продукта). Там их и покупают независимые производители.
Оптовые цены на бензин формируются на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже, но государство жестко регулирует экспортные потоки и рентабельность внутренних поставок. Как только снижается маржа экспорта или вводятся ограничения на вывоз топлива, компании перестраивают логистику, а внутренний рынок испытывает дефицит.
Влияют ли прилеты дронов на дефицит топлива?
Производство бензина и дизтоплива в России исторически сложилось так, что крупные заводы работают на очень большие регионы.
То есть один-два НПЗ снабжают бензином и дизельным топливом макрорегион, и, стоит только им выйти из производства, возникают проблемы. Даже если не хватает на рынке 10–15% топлива, это уже дефицит.
Всегда осенью, во время пикового спроса из-за уборочной кампании, нефтяные компании останавливают свои заводы, создавая дефицит и провоцируя рост цен. В конце лета этого года к остановкам добавился дефицит в стране: компаниям было выгоднее отправлять топливо на экспорт, правительство даже полностью запрещало поставки за рубеж.
Еще одна причина, о которой не принято говорить, – это выход из строя НПЗ после атак дронов. Целями в 2024 году уже становились заводы в Москве и Ярославле (они обеспечивают центр страны), в Нефтекамске (Поволжье). Осенью 2025 года дроны были замечены над НПЗ в Салавате (Башкирия) и в Орске (Оренбургская область).
Почему на Урале нет такого дефицита топлива, как в других регионах?
Урал — один из крупнейших потребителей топлива в России, но не самый обеспеченный собственными перерабатывающими мощностями. Каждый уральский регион закреплен за «своими» НПЗ, но это скорее условное закрепление, чем гарантированное снабжение. В действительности все цепочки снабжения взаимосвязаны и зависят от того, какие мощности в данный момент загружены и какие маршруты открыты.
Основные поставки сюда идут с нескольких направлений. Крупнейший игрок — Тюменский нефтеперерабатывающий завод (теперь НПЗ, бывший Антипинский). Он перерабатывает до 5,3 млн тонн нефти в год. Обслуживает Тюменскую область, Югру и Ямал.
Свердловская область
Является крупным потребителем топлива, но собственных значительных НПЗ, которые покрывали бы весь спрос, у области нет. Поэтому Свердловская область зависит от поставок с НПЗ из соседних регионов, таких как Тюменский НПЗ, Омский, НПЗ в Пермском крае и других расположенных ближе заводов.
Челябинская область
Челябинская область также не имеет собственного крупного НПЗ, который был бы полностью автономен в снабжении. Регион получает значительные объемы топлива от заводов, расположенных в соседних областях. Челябинская область снабжается с востока (Омск) и запада (Башкирия, кластер уфимских НПЗ), небольшая часть приходит из Татарстана. Башкирское направление традиционно обеспечивает южные и западные районы — Магнитогорск, Верхнеуральск, Троицк. При перебоях в уфимской группе НПЗ юг области первым сталкивается с нехваткой топлива. Дорога от заводов до потребителя недлинная, и поэтому в Челябинской области цены на бензин всегда ниже, чем в Свердловской.
Челябинская область — классический пример региона-потребителя, у которого нет собственного НПЗ, но есть доступ к нескольким поставщикам.
Сейчас большая часть произведенного бензина и дизтоплива с этих и других заводов уходит в дефицитные регионы. По данным участников рынка, задержки поставок на 3–5 суток стали нормой для Челябинской области и северных районов Свердловской.
В результате крупные сетевые АЗС, такие как «Лукойл» и «Газпром нефть», удерживают стабильные цены благодаря централизованным контрактам, а вот независимые сети вынуждены закупать бензин по биржевым котировкам и добавлять к ним транспортные расходы.
Но даже по таким ценам нефти на всех не хватает, и за последние три дня небольшие сети уже в двух регионах Урала — Челябинской и Свердловской областях — заявили о нормах отпуска в одни руки.
Отсюда — резкий рост цен и большая разница в стоимости топлива между регионами и даже между АЗС в пределах одного региона. Она достигает 10–12 рублей, что раньше считалось аномалией для внутреннего рынка.
Почему возник дефицит бензина
Главная причина — сокращение переработки нефти. По оценкам отраслевых экспертов, до 40% мощностей российских НПЗ временно простаивали осенью: часть заводов проходила плановые ремонты, другие восстанавливали работу после атак дронов. В совокупности это снизило выпуск бензина на 12–15% и дизеля — на 9–10%.
Проблему усугубила логистика: цистерны и нефтебазы в Центральной России оказались перегружены, а железнодорожные маршруты на восток страны — ограничены. В сентябре Минэнерго вводило ручное распределение топлива по регионам, приоритет отдавался сельхозпроизводителям и транспортным компаниям.
Кроме того, в пиковый момент началась осенняя заготовка топлива для коммунальных служб и аграриев. На фоне сокращения поставок это мгновенно выбило свободный объем с рынка.
Что делает государство, чтобы побороть дефицит бензина
В конце сентября правительство продлило запрет на экспорт бензина до конца года и ввело ограничения на вывоз дизеля, чтобы насытить внутренний рынок. Надзорные органы получили право перераспределять запасы между регионами, а крупные компании обязаны временно сократить экспортные отгрузки.
Как сообщил вице-премьер Александр Новак, ситуация находится под контролем. «Все необходимые меры приняты, топливо будет направлено на внутренний рынок в приоритетном порядке», - сказал он.
Почему цены на бензин растут, несмотря на запреты на экспорт
Формально розничные цены регулируются — компании не могут резко поднимать их без согласования. Однако оптовый рынок остается рыночным, и независимые операторы закупают бензин по биржевым ставкам. После введения ограничений экспортная маржа выросла, что подтолкнуло биржевые котировки вверх. Добавив к этому транспортные расходы и логистические риски, независимые сети вынуждены повышать цены, чтобы не уйти в минус.
В результате потребитель видит парадокс: экспорт ограничен, но стоимость бензина все равно растет. Это не следствие дефицита как такового, а отражение структуры рынка — зависимого от пяти крупных производителей и централизованной системы поставок.
Когда закончится дефицит бензина
По прогнозам Минэнерго, к середине октября ситуация должна стабилизироваться: Орский и Омский НПЗ выходят из ремонтов, а логистика с европейской части страны восстанавливается. Однако сам кризис выявил уязвимость топливного рынка: при любой остановке завода или сбое в транспортировке целые регионы оказываются на грани дефицита.

На предприятии в Тюмени были обнаружены и обезврежены три боевых беспилотника 6 октября в 22:49
Экономист объяснил рост цен на бензин25 сентября в 10:49
