С 1 ноября в Екатеринбурге повышается стоимость проезда в городском транспорте — до 42 рублей за поездку. Формально тариф растет для всех пассажиров, но для школьников и студентов проезд остается бесплатным. Это значит, что расходы ложатся напрямую на бюджет города, который перечисляет перевозчикам деньги за поездки по так называемым брутто-контрактам.
По скромным расчетам ЕАН, бюджет Екатеринбурга уже теряет 2,7 млрд рублей, а будет 3,5 млрд.
Как мы считали
1 сентября 2025 года в Екатеринбурге начали учебный год, по данным департамента образования города, 203 867 школьников. В Екатеринбурге дети младших классов самостоятельно на общественном транспорте не ездят. Учеников 1-4 классов в городе 84 105 человек. Остается 119 762 человека. Мы прибавили к этой цифре данные по учащимся колледжей до 18 лет. (Уточним, что это наши расчеты за несколько лет, потому что государственные данные разнятся на порядок. Мы выяснили, что в Екатеринбурге примерно 40 220 учащихся до 18 лет колледжей, техникумов, курсов и пр.) Итоговая численность, принятая для расчетов в детальном сценарии: 159 982 человека.
Мы понимаем, что из этой массы людей часть ездит с разной интенсивностью (ежедневно, 5 раз в неделю — школьные и внешкольные поездки). Малыши ездят реже, только на учебу и обратно. Это примерно 54 тыс. человек - ученики 5-7 классов. На них в неделю уходит 17,8 млн рублей (54 000 человек — по 2 поездки в день → при тарифе 33 рубля: 2× 33 ×5 = 330 рублей в неделю → 54 000 × 330 = 3 564 000 ).
Еще 50 тыс. школьников в нашем понимании ездят в среднем три раза в день, это 99 рублей (например, дополнительный раз на секцию или кружок, откуда их уже забирают родители на машине). На них в неделю уходит из бюджета 24,75 млн рублей ( 50 000 × 99 × 5)
Самая большая часть - старшие дети - ездит уже очень активно, не только на учебу, секции, но и на подработки или, например, чтобы потусить на Вайнера и в «Гринвиче» или покататься на зацепе с трамвая на Вторчермете. Это, условно говоря, в среднем четыре поездки в день, за неделю - 40,94 млн рублей (59 000 × 132 × 5).
Итого, при стоимости проезда 33 рубля в неделю бюджет тратит на детей 83,45 млн рублей (такую сумму называл глава Екатеринбурга Алексей Орлов, однако с оговоркой про весь год). За 33 учебные недели (у детей из старших классов их больше, но не все дети ездят так часто, как мы предполагаем, бюджет должен будет заплатить 2, 753 млрд рублей.
Пересчет того же детального сценария при тарифе 42 рубля, при тех же группах (54/50/59 тыс.) и при 5-дневной неделе дает такие цифры:
- 54 000 × (42×2×5 = 420) = 22 680 000 ₽/нед.;
- 50 000 × (42×3×5 = 630) = 31 500 000 ₽/нед.;
- 59 000 × (42×4×5 = 840) = 49 560 000 ₽/нед.
- Сумма за неделю = 103 740 000 рублей.
- За 33 недели = 103 740 000 × 33 = 3 423 420 000, то есть 3,4 млрд рублей.
Мы сознательно не включали в расчеты данные по транспортным картам и проездным, потому что сегодня это не имеет никакого значения: школьники ездят бесплатно, а все затраты покрывает городской бюджет.
От 80 млн до 2 млрд: кто и как считает убытки
Цифры о потерях бюджета сильно разнятся:
- мэр Екатеринбурга в беседе с ЕАН называл сумму в 80 млн рублей;
- некоторые коллеги-журналисты оценивали потери в 2 млрд;
- реалистичная оценка, по расчетам ЕАН, — около 3,5 млрд при тарифе, который только будет установлен.
Но это все только наши предположения и расчеты. Точной статистики нет, и взять ее неоткуда: неизвестно, сколько школьников реально пользуются транспортом и какие объемы компенсаций получают перевозчики. Городские власти вообще никак не отслеживают, сколько школьников ездят и почем. И это — идеальная почва для злоупотреблений.
Как работает схема компенсаций
После перехода на систему брутто-контрактов перевозчики получают деньги не за количество проданных билетов, а по расчетной модели компенсации. Фактически им возмещают все расходы, в том числе по «бесплатным» школьным поездкам.
«Перевозчик может назвать любую сумму — и ему оплатят, если формально показатели совпадают. А если хочет увеличить сумму компенсации — у него есть стимул договариваться. То есть риски коррупции здесь колоссальные», — отмечает юрист Евгений Сидоров.
По словам Сидорова, предвыборные обещания бесплатного проезда для школьников и студентов «дорого обходятся бюджету», и, к сожалению, «не все умеют превращать такие меры в общественную пользу — кто-то превращает их в источник личного обогащения».
Социальный и транспортный эффект: дети ездят дальше и чаще
Льготный проезд изменил транспортное поведение школьников. Бесплатные поездки стимулируют подростков ездить в другие районы, нередко без сопровождения взрослых.
В последние месяцы фиксируются случаи с «зацеперами» — подростками, цепляющимися за трамваи или между вагонами, особенно в районах Вторчермета и Солнечного.
По данным городских служб, многие из этих школьников приезжают из других районов. Это показывает, что транспортная нагрузка выросла, но безопасность снизилась.
Что с этим делать
Ввести открытую отчетность по школьным перевозкам: сколько реально детей ездит, по каким маршрутам, какие компенсации платятся.
Привязать выплаты к фактическим данным (через транспортные карты, сканирование и учет поездок).
Проводить регулярный аудит компенсаций перевозчикам и усиливать контроль со стороны прокуратуры и общественных советов.
Вернуться к обсуждению вопроса: кому и в каком объеме льготы действительно необходимы, чтобы социальная мера не превращалась в финансовую дыру.
Повышение тарифа до 42 рублей само по себе не должно стать проблемой для школьников, но станет серьезным испытанием для бюджета Екатеринбурга. Если система компенсаций не будет прозрачной, каждая «бесплатная» поездка ребенка может стоить городу дороже, чем реальный билет, а часть этих денег так и не дойдет до перевозчиков.

Перевозчикам Екатеринбурга начали платить по брутто-контрактам после публикации ЕАН 3 марта в 16:28
