В начале декабря в Екатеринбурге прошел традиционный для региона Антикоррупционный форум Свердловской области. Организованный Общественной палатой и департаментом внутренней политики региона, форум, согласно программному заявлению, был направлен на популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов поведения, повышение правовой грамотности населения, обмен опытом между субъектами антикоррупционной деятельности, распространение лучших практик.
К участию были приглашены представители институтов гражданского общества, органов власти, эксперты в сфере противодействия коррупции и общественного контроля, бизнес-сообщество. На мероприятии присутствовал руководитель департамента регуляторной политики Института по развитию и адаптации законодательства Александр Трахтенберг. По итогам свердловской «антикоррупционной недели» о ее абсолютной бюрократичности и вероятной бесполезности он подготовил колонку для ЕАН.
«Немногие знают, что случился «День борьбы с коррупцией», и не просто в России, но Международный день борьбы с коррупцией. К слову, этому посвящено специальное интервью нового генерального прокурора Российской Федерации Александра Гуцана.
В этот день (9 декабря) уже давно проходит в Свердловской области Антикоррупционный форум. Фактически он идет неделю – тысячи участников, 11 секций. Организатор – Общественная палата Свердловской области. По сути, это мероприятие в плане департамента внутренней политики Свердловской области (директор департамента Наталья Гурченок).
Все как положено: секции, руководители секций, доклады и дискуссии, пленарное заседание – в общем, обычное бюрократическое. И проект резолюции Антикоррупционного форума, как всегда.
Но вот незадача номер раз - если изучить первую страницу резолюции, а всего их три, то первое впечатление - собрались айтишники и обсуждают свои заморочки с ИИ. Но это только начало. Дальше куда занимательней.
Только что вышло интервью генерального прокурора Российской Федерации Александра Гуцана. Даты событий - практически один в один. Как минимум, предмет один – «противодействие и борьба с коррупцией» - это единственное, что их ставит рядом. Акценты категорически разные, категорически разные подходы и инструменты достижения заявленных целей разные; причем целей, обозначенных президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Что это – недочет региональных функционеров, недосмотр, ошибка или преднамеренная деятельность «на тему»? В любом случае все это странности, большие странности – переходящие в «политическую близорукость».
Можно посравнивать избранные места проекта резолюции Антикоррупционного форума с прямой речью Генерального прокурора Российской Федерации...
Прямая речь генерального прокурора РФ: «Дефекты норм, регулирующих предоставление государственных и муниципальных услуг, могут порождать массовые злоупотребления. Соответствующие акты находятся под пристальным надзором прокуроров. Чаще всего нарушения здесь связаны с отсутствием или пересечением сроков административных процедур, неопределенными основаниями для отказа в предоставлении услуг, возможностью со стороны должностных лиц запрашивать дополнительные документы по своему усмотрению».
А вот один из пунктов резолюции свердловского форума (в адрес органов власти): «Продолжить работу по обеспечению включения разделов по антикоррупционному просвещению в планы всех государственных и муниципальных органов, активизации размещения антикоррупционных материалов в социальных сетях, усилению подготовки методических материалов и памяток».
Это уже стало общим местом – по мнению одного из руководителей Общественной палаты, и не только, видимо, его, коррупция случается вдруг — и пошли нечестные государственные и муниципальные чиновники и депутаты коррупционировать: взятки, общее покровительство, конфликты интересов, дорогие подарки, неточности в декларациях и прочие, и прочие слова, ласкающие слух работников профильного ведомства правительства Свердловской области и борцов с коррупцией «на окладе».
Генеральный прокурор РФ убежден: «Упор в надзоре должен делаться на профилактику нарушений, и начинать здесь следует с наведения порядка в правовом поле». А участники Антикоррупционного форума в резолюции в адрес департамента внутренней политики Свердловской области полагают, что победы над коррупцией можно достичь, если «провести в 2026 году Второй областной конкурс общественных советов при исполнительных органах государственной власти и общественных палатах муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по профилактике и противодействию коррупции».
Форма коррупции – это только и исключительно сделки, «коммерческие сделки», в основе коррупции всегда лежат экономические интересы, интересы обеих сторон – «продавец» и «покупатель». А вот генеральный прокурор уверен: «Как известно, у коррупционеров нет ни чести, ни совести. Их интерес всегда там, где большие деньги, то есть в наиболее важных для государства сферах».
Условия и требования, в рамках которых оперируют участники сделок, – это и есть преимущественно регуляторная среда, в которой сделка совершается и которая «подчиняется» нормам регулирования — либо федеральным, либо региональным и местным, принимаемым в их развитие; вот тут и «порылась собака».
В интервью генерального прокурора заметное место уделено именно регулированию как ключевому источнику коррупции, упоминается количество оспоренных нормативных правовых актов разного уровня в связи с наличием в них коррупционных норм. «Перед прокурорами ставится задача повысить качество нормотворчества еще на этапе разработки проектов соответствующих актов», — говорит генеральный прокурор РФ Александр Гуцан.
Вот только в тексте резолюции Антикоррупционного форума такое не найти даже с электронным микроскопом... Это что? Это как? Почему?
Зато в проекте резолюции Антикоррупционного форума много внимания уделено айтишной тематике. А вот генпрокурор страны об этом молчит. Что это? Недоработка помощников или советников, нет? Позиция самого Александра Гуцана? Или, может, «ларчик просто открывается» и проблемы искусственного интеллекта применительно к теме «Противодействие и борьба с коррупцией» просто не существует?
Если продолжить изучение текста революции Антикоррупционного форума, то в явном виде просматривается и такой крен — «образовательная направленность». Много, неоправданно много пунктов резолюции по обучению, всякого рода конкурсам и аналогичному. Объяснение тут одно — сделать это очень легко и отчитаться очень просто и приятно за исполненные мероприятия.
Однако же, если не трогать коррупцию в органах правопорядка, где она довольно специфическая и основана исключительно на предательстве своих товарищей и интересов службы, то остальная коррупция имеет под собой только и исключительно нормативную основу. Конкретные нормы конкретных нормативных правовых актов составлены (сформулированы) соответствующим образом. И здесь сразу вопрос – случайно или преднамеренно? Это следствие низкой профессиональной подготовки работников органа власти или нормы изначально разработаны с целью будущих коррупционных проявлений?
Именно сюда бьет антикоррупционная – условно, государственная (муниципальная) и независимая антикоррупционная экспертиза. И с этим в Свердловской области далеко не все благополучно. Все очень плохо с независимой антикоррупционной экспертизой – по сути, ее нет.
Генеральный прокурор РФ прямо говорит: «Региональные и местные нормативные правовые акты, как и локальное правотворчество, нередко нуждаются в совершенствовании, приведении в соответствие с актами федерального уровня, устранении противоречий и лазеек для нечистоплотных чиновников». А Антикоррупционный форум Свердловской области, мягко говоря, проводится исключительно ради отчетности. Кого мы обманываем? Губернатора? Президента Российской Федерации? Кого вводим в заблуждение – генерального прокурора РФ?
Мероприятия, мероприятия, мероприятия. А по итогу что? Многочисленные протесты прокуратуры по коррупционным нормам. И Александр Гуцан об этом не молчит: «Ежегодно по протестам прокуроров изменяется или отменяется около 30-40 тыс. незаконных правовых актов в сфере противодействия коррупции. Подавляющее большинство из них связано с осуществлением функций в различных органах и организациях, прохождением муниципальной службы».
*Мнение автора колонки может целиком или частично не совпадать с мнением редакции РИА «Европейско-Азиатские Новости».


