Перефразируя Артура Хейли, его легендарный «Окончательный диагноз», в холодное зимнее утро вторника жизнь в больницах Свердловской области шла как обычно – со своими часами пик и часами затишья. Громом среди морозного февральского неба для системы здравоохранения стало объявление о том, что сразу два главврача екатеринбургских больниц оставляют свои посты решением заместителя губернатора Свердловской области, министра здравоохранения Татьяны Савиновой.
Свои кабинеты покинули главврач екатеринбургской больницы №6 Роберт Соловьев и руководитель 7-й горбольницы Евгений Барац. Ближе к вечеру вторника стало известно, что принято решение еще по одному главврачу. С поста фронтмена в рядовые сотрудники перевели главу «Областного клинического медицинского центра фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Ирину Лихачеву.
Масштабные кадровые перестановки стали одним из принципов формирования нового медицинского порядка в регионе.
С момента своего переезда из Оренбургской области в апреле прошлого года замгубернатора Татьяна Савинова сменила руководителей в нескольких лечебных учреждениях. Первым под раздачу попал начальник Свердловского госпиталя ветеранов войн Олег Забродин. Он ушел мирно, «по соглашению сторон», в июне 2025 года. В связи с достижением предельного возраста в июле пост оставила главврач клинико-диагностического центра «Охрана здоровья матери и ребенка» Елена Николаева. Ей предложили должность председателя попечительского совета центра, и она согласилась. В октябре с шумом и скандалом по той же «возрастной» причине свой пост покинул руководитель Уральского кардиоцентра Ян Габинский. Ему тоже предлагали должности в медучреждении, но создатель кардиоцентра требовал для себя особых условий, некоторые даже шли вопреки федеральному законодательству, потому он просто отправился в народное хозяйство.
Под занавес 2025-го в отставку ушел Владимир Маньков, возглавлявший Североуральскую городскую больницу. По мнению руководства минздрава, на родине губернатора (а матушка Дениса Владимировича по-прежнему живет в Североуральске) надо работать эффективней.
Еще одна громкая отставка случилась также под конец 2025 года во флагманской больнице Екатеринбурга. Пост главы ГКБ №40 оставил Александр Прудков, возглавлявший учреждение на протяжении 15 лет.
К слову, именно под руководством Прудкова начиналась карьера Татьяны Савиновой как руководителя.
Он был главой екатеринбургского горздрава до 2011 года, а сегодняшний замгубернатора и министр здравоохранения была его первым заместителем. Когда в январе 2011-го Прудков ушел в ГКБ №40, Татьяна Леонидовна даже некоторое время исполняла обязанности главы городского управления здравоохранения. Некоторые острословы даже шутили по поводу истории отношений Савинова — Прудков: задача Бога — устранить всех старых богов, свидетелей восхождения на Олимп, они могут слишком много помнить. Впрочем, Александр Иосифович Прудков, как истинный джентльмен, отказывается рассуждать на эту тему и утверждает, что решение об отставке было принято именно им, а свои личные отношения с бывшей подчиненной, а ныне главой минздрава предавать гласности считает недопустимым. И решение о новом главе флагманской больницы Екатеринбурга будет принято по итогам конкурса к концу февраля 2026 года.
Докторопад не закончился и в 2026 году. В январе своей должности лишился Алексей Зубов, занимавший пост главного врача городской больницы Каменска-Уральского. Произошло это наутро после визита Татьяны Савиновой в этот город. Глава минздрава в ходе той поездки презентовала новый подход к заслушиванию отчетов руководителей медучреждений. Теперь фронтмены больниц отчитываются не только перед областным начальством, но и перед коллективами своих учреждений.
Зубов оставил о себе двоякое впечатление. Коллектив его вроде бы неплохо поддерживал, но вот пациенты нередко жаловались. В том числе и на срыв сроков капремонта сразу двух поликлиник в центральной части Каменска-Уральского. Горожанам говорили, что ремонты завершат в ноябре 2025-го, а воз и ныне там. Извиняться за эту недоработку пришлось самой Татьяне Савиновой. «Я прошу прощения у жителей Каменска-Уральского и медиков», — сказала замгубернатора. В результате уже утром следующего дня Алексей Зубов начал искать работу.
По имеющейся у ЕАН информации, он теперь работает главой медсанчасти промышленного предприятия в Каменске-Уральском и Татьяне Леонидовне больше не подчиняется.
К слову, поездка Савиновой в Каменск-Уральский аукнулась и предшественнику Зубова на посту главврача городской больницы. 23 января стало известно о претензиях силовиков к главе екатеринбургской больницы №6 Роберту Соловьеву (он работал главврачом в Каменске до Зубова) и его сыну. И 10 февраля стало известно об отставке Соловьева.
Особое внимание общественности привлек уход с поста главврача ЦГБ №7 Евгения Бараца. В июле 2019 года, когда Татьяна Савинова только покинула Екатеринбург и осваивалась в руководстве здравоохранением Оренбургской области, Барац с громким скандалом уволил двух врачей.
Это были его заместитель, хирург-гинеколог Эдуард Мамин и акушер-гинеколог высшей категории Майя Мамина. Первый — родной брат Татьяны Леонидовны, а Майя Авдеевна — ее мама.
В то время активно обсуждалась политическая подоплека данного кадрового решения. Якобы близких родственников Савиновой увольняли из-за того, что сама она считалась членом городской команды, которую необходимо было полностью зачистить. Однако сама Татьяна Леонидовна в тот момент уже работала с Денисом Паслером в Оренбуржье, потому выглядело это весьма нарочито. В сентябре 2019 года, аккурат после победы Дениса Владимировича на выборах губернатора Оренбуржья и на фоне широкого общественного резонанса, и мать, и брата Савиновой в должностях в 7-й больнице восстановили. Но осадочек остался. К слову, восстановленный Эдуард Мамин и сейчас трудится заместителем главврача екатеринбургской ГКБ №7, а Майи Авдеевны не стало в 2025 году.
Как уже упоминалось, под вечер вторника стало известно, что в рядовые сотрудники перевели из главврачей руководителя «Областного клинического медицинского центра фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» (областного противотуберкулезного диспансера) Ирину Лихачеву. По словам источников ЕАН, во время визита Татьяны Савиновой в тубдиспансер Ирина Игоревна не приглянулась замгубернатора из-за некоторой медлительности и нерасторопности в ряде важных вопросов. Однако с принятием решения по ней замгубернатора не торопилась.
Возник даже слух, что Савинова рассматривала на пост преемника Лихачевой кого-то из Оренбуржья, но тот кандидат был вынужден отказаться по личной просьбе действующего губернатора Оренбургской области Евгения Солнцева. Потому отправлять Лихачеву в отставку не торопились.
Однако к 10 февраля напряжение в самом тубдиспансере достигло своего апогея, и решение было принято. Правда, с назначением нового главврача Татьяна Савинова пока не спешит. СМИ утверждают, что в качестве кандидатов рассматриваются участники уже упомянутого конкурса на пост главы 40-й больницы. Пока обязанности руководителя исполняет заведующая поликлиникой Наталья Камаева. Источники ЕАН утверждают, что фактически учреждением продолжает руководить Лихачева, поскольку Камаева — ее близкая родственница. Более того, Ирина Игоревна намекает, что через полгода вернется на пост руководителя медучреждения.
Медицинское сообщество к кадровым перестановкам относится настороженно. А вот жители наблюдают за происходящими изменениями с интересом. Фактически неважно, какие ротации происходят на уровне руководителей. Интереснее, будут ли реальные улучшения в работе медицинских учреждений, которые должны следовать за кадровыми перестановками. Очень хочется верить, что для свердловской медицины еще не настало время «окончательного диагноза». Потому что окончательный диагноз, к сожалению, ставит патологоанатом.
Надеюсь, что финальная фраза упомянутого романа Артура Хейли пока не актуальна: «Летят дни, годы. За это время вы не один десяток врачей отправляете на курсы усовершенствования, заставляете следить за всем новым, что появляется в медицине. Но вот однажды вам становится ясно, что уже поздно что-либо изменить».


