Discovery Channel покажет документальный фильм о том, как механики из Москвы изменили историю мотогонок. Парни из команды Fine Custom Mechanics стали первыми россиянами, которые в 2016 году приняли участие в знаменитых гонках на соляном озере Бонневиль в США за сто с лишним лет их существования. О том, как строился уникальный мотоцикл «Бонни», который собрали с нуля на базе двигателя от легендарного «Урала» М-72, узнайте в фильме «Бонни: русский рекорд на соляном озере» на Discovery Channel 19 августа в 17:00.
Перед показом журналисты ЕАН пообщались с руководителем Fine Custom Mechanics Сергеем Мальцевым, расспросив о нюансах гонок по соли на «прокачанном» мотоцикле, двигатель которого когда-то сделали в свердловском городе Ирбите.
- Сергей, во сколько обошелся (и обойдется в дальнейшем) кастомайзинг М-72?
- В данном случае речь не идет о кастомайзинге – мы построили свой мотоцикл «Бонни» с нуля, просто использовали силовую установку (двигатель) от М-72. К сожалению, посчитать, во сколько нам обошелся проект, не представляется возможным. Делали мы его не для продажи, а для гонки, при этом на постройку и подготовку ушло почти 2,5 года. Не очень понятно, как считать, – только стоимость деталей или еще и потраченное время? И как это время оценивать? При этом самыми трудозатратными оказались регулировки и доводки двигателя, что непосвященному человеку непонятно и незаметно, а если сюда приплюсовать отправки в Америку и сами гонки, то можно говорить, что «Бонни» нам обошелся как спорткар премиум-класса.
- М-72 производили сразу на нескольких предприятиях СССР, в том числе в Свердловской области, в городе Ирбите, на предприятии ИМЗ? Откуда родом «Бонни», есть ли у него уральские корни?
- Естественно, сердце нашего мотоцикла с Урала. Оно сделано на ИМЗ – культовом предприятии для всех кастомайзеров.
Базовые ТТХ двигателя:
Штатный двигатель М-72 1955 г. в. Ирбитский мотоциклетный завод
Мощность - 22 л.с.
Максимальная скорость - 100км/ч
Штатный двигатель М-72 1955 г. в. Ирбитский мотоциклетный завод
Мощность - 22 л.с.
Максимальная скорость - 100км/ч
Доработанный двигатель
Мощность 68 л.с.
Максимальная скорость 226км/ч
Реально достигнутая скорость – 210км/ч
Мощность 68 л.с.
Максимальная скорость 226км/ч
Реально достигнутая скорость – 210км/ч
- Как реагируют на русскую мототехнику иностранцы – что им кажется самым экзотичным, что их удивляет?
- Больше иностранцев на гонках впечатляло то, что в России есть мастера, которые на таком уровне могут делать мотоциклы! Еще они были уверены, что двигатель от BMW, а когда узнали, что он от "Урала", удивлению не было предела! Но в целом я бы назвал реакцию скорее одобрением, чем просто удивлением.
- Судя по наклейкам на обвесе, одним из спонсоров вашей команды выступает УГМК? Оказывает ли уральская компания проекту «Бонни» техническую и финансовую поддержку? Как вы нашли друг друга? Кто из иностранных производителей вам помогает, устраивают ли их условия?
- К сожалению, нами не заинтересовались мощные спонсоры уровня УГМК. История наклеек имеет другие корни. Во-первых, это гоночная команда УГМК «Моторспорт». А попали они к нам очень интересным способом. Перед отъездом у нас была приличная дыра в бюджете из-за взрыва двигателя и экстренного изготовления нового, также мы планировали, что поедет 2 человека из съемочной группы, а поехало 4, что увеличило расходы. И я обратился к членам моего клуба Harley-Davidson Club Russia за помощью. Тут и откликнулся мой друг и одноклубник Илья Кашин – владелец гоночных команд Russian Racing Group и УГМК «Моторспорт». Он как никто другой знает, как тяжело находить деньги на гонки и готовить гоночную технику, так что без колебаний закрыл наш финансовый вопрос, а мы в благодарность разместили его лого везде где только можно.
Если говорить о финансовой помощи и спонсорской поддержке, то нам помогали друзья из числа владельцев или представителей иностранных компаний. Так что это наши с вами соотечественники, которым небезразлична судьба нашего мотостроения и спорта, они оценили наш энтузиазм и желание вписать Россию в историю легендарных гонок. Особых условий нам никто не выдвигал, все строилось на доверии и взаимопонимании.
- Чем сложна трасса на соляном озере – правда ли, что у него гладкое дно? Чем эта трасса помогает гонщику, а чем мешает? О чем важно помнить при езде по соли?
- Температурные условия, жара, соль летит во все возможные и невозможные места, мешает мотоциклу и гонщику… Дно скорее ровное, чем гладкое. Конечно, организаторы стараются приблизить условия к идеальным, но все равно попадаются кочки, а к концу трасса уже разбита, и пилотировать сложнее. На соли важно делать заезды ранним утром, желательно до 8:00, пока соль твердая и пока не наступила адская жара.
- Трудно ли состязаться с иностранными участниками и почему? Какие сложности есть в психологическом или техническом плане?
- Там нет непосредственных состязаний между участниками. Единственный соперник – скорость. И ты можешь бороться с результатом 50-летней давности. Психологически все великолепно. Команды на Бонневилле не подвержены расовым и политическим предрассудкам. По большому счету людям, увлеченным моторами, гонками и скоростью, некогда об этом думать, а во время гонки – тем более. Кроме помощи, поддержки и добрых слов от команд почти со всего земного шара, мы ничего не слышали и не ощущали. В техническом плане основную сложность представляет отсутствие деталей и комплектующих. Ведь все с собой не возьмешь, да и дорого это, к тому же даже сломанную деталь ты должен привезти обратно и предъявить таможне, а это опять деньги на доставку домой. С инструментом и возможностью что-то сделать у нас проблем не возникало. Все – от японцев до американцев – предоставляли свое оборудование и помощь по нашей просьбе и даже без просьб сами предлагали нам помочь.
- Какие мотоциклы остальных участников вызвали у вас наибольший интерес и почему?
- На Bonneville Speed Week вся техника уникальна, и все решают одну проблему разными путями. Запомнилась команда из Австралии на кастом-байке с легендарным мотором Vincent (который в 50-х годах установил кучу рекордов), а пилотировала мотоцикл женщина.
- Насколько в России вообще распространен кастомайзинг мотоциклов? Существует ли запрос общества на подобные «Бонни»-«прокачки»? Скажем, можно было бы запустить ТВ-шоу, в котором бы ваша команда рождала новый шедевр, или это утопия?
- Кастомайзинг в России с каждым годом развивается пусть не в геометрической, но в арифметической прогрессии точно. С каждым сезоном появляются новые интересные команды мастеров. Мне кажется, что появился не только запрос общества на прокачанные мотоциклы, но и люди, которые хотят что-то делать своими руками, гордиться своим трудом!
ТВ-шоу запустить, конечно, можно. Но, как всегда, скорее всего, будут проблемы с финансированием. Есть разница, делаешь ли ты мотоцикл под заказ или к конкретному мероприятию, многое зависит от бюджета и от сроков. Когда на заказ, то чем быстрее сделаешь, тем больше получишь, когда к чемпионату, то 24 часа в сутки делаешь, чтобы успеть и не потратить деньги впустую. При съемках ТВ-шоу все сроки полетят к чертям, ведь мы понимаем, что будет много постановочных кадров, что отнимет уйму времени, а время – самое дорогое в жизни кастомайзера. Задержал мотоцикл на месяц – весь доход ушел на аренду, зарплаты, и к тому же отношения с заказчиком будут испорчены. Поэтому нужно найти такого заказчика, который будет счастлив оттого, что про его мотоцикл снимают передачу, а большинство клиентов не любят распространяться, где, как и особенно за сколько они делают байк, и еще, как правило, он им нужен «вчера». Или, как вариант, можно строить на спонсорские деньги под конкретную компанию или спортивную команду.
- Небезызвестный байкер Хирург - Александр Залдостанов до какого-то времени продвигал проект русского мотоцикла «Волк». Что вы думаете об этой задумке? Как вы думаете, что необходимо, чтобы в стране появился новый легендарный мотобренд, каким когда-то был «Урал»? Сможем ли мы создать отечественный бренд с помощью того же Ирбитского завода? В чем заключается основная сложность?
- Для того чтобы в стране появился легендарный новый мотобренд, нужно, чтобы этим занимались профессионалы и энтузиасты мототехники, нужны приличные инвестиции и инвесторы, которые понимают, что это не быстрые деньги, а вложения на десятилетия. Честно говоря, я таких пока не вижу. Да и зачем создавать новую легенду, когда у нас уже есть «Урал»! Мы ездили на завод – состояние, конечно, плачевное, но он продолжает работать. Мы осмотрели производство и технику. Про нынешний «Урал» можно сказать, что это уже мотоцикл, а не то, что было раньше! Нам кажется, что если бы Ирбитскому заводу уделили хоть малую часть того внимания, которое уделяют ВАЗу, то он бы расцвел. Он нуждается в модернизации, в облегчении налогового бремени и коммунального груза.
- Что вам дало сотрудничество с Discovery Channel, какой опыт вы приобрели благодаря этому? Как он повлиял на вашу известность?
- Сотрудничество с Discovery нам очень понравилось, особенно их профессионализм, нацеленность на результат и командная работа. Мы, пожалуй, самая известная и титулованная кастом-мастерская России, поэтому в мотомире нам сложно прибавить известности. Но Discovery, безусловно, сделал нас известными и узнаваемыми среди людей, далеких от мотоциклов, мотокастомайзинга и т.п. – они раньше даже не подозревали, что у нас в стране есть такие мастера и мастерские мирового уровня. За это им огромное спасибо от всего кастом-сообщества. Число наших поклонников значительно выросло, причем среди них теперь очень много людей, которые даже не ездят на мотоциклах.
- Чем отличается работа перед камерой от повседневной, приходилось ли менять технологии, чтобы они стали «зрелищнее»?
- Работа перед камерой, естественно, вносит свои коррективы в процесс создания мотоцикла, но съемочная команда SSS (Script.Shot.Sound), произведшая фильм, очень хорошо к нам подстроилась, и мы практически их не замечали, чего не скажешь о предыдущих съемках всевозможных передач про нас.
Вопросы: Александр Родионов.