До 1 сентября остается чуть больше недели. Совсем скоро отдохнувшие и расслабившиеся школьники вернутся за парты. Как провести последние дни перед началом учебного года, что делать, если ребенок не хочет идти в школу, и в каких случаях следует обращаться за помощью к специалистам, - в интервью ЕАН рассказывает медицинский психолог детской поликлиники «УГМК-Здоровье» Оксана Егорова.
- Оксана Юрьевна, как привести ребенка в тонус перед началом учебного года, какие советы можете дать родителям?
- Конечно, к каждому нужно подходить индивидуально. Если летом школьник был загружен - ходил в секции, кружки, находился в лагере, - я бы рекомендовала дать ему возможность расслабиться в последние дни каникул и вкусить все прелести летнего отдыха. Например, возможны прогулки в парках, отдых за городом. Будет хорошо, если ребенок побудет на свежем воздухе, поест фруктов и овощей.
Но если ребенок гиперактивный или он все лето поздно ложился спать и особо ничем не занимался, то можно постепенно вводить его в режим. Однако сложно убедить школьника, особенно старшего возраста, вставать раньше, если ему действительно никуда не надо идти. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок раньше вставал, то организуйте его досуг. Придумайте, куда вы будете ходить с ним утром.
Кроме того, подготовка к школе подразумевает и ряд других моментов: это оборудование рабочего места, чтобы стол и стул подходили по росту. Это покупка школьной формы. Также неплохо было бы обратить внимание на здоровье ребенка, пройти специалистов – окулиста, ортопеда, иммунолога.
Ну и конечно, следует договориться с ребенком, зачем он ходит в школу – зарабатывать пятерки или получать удовольствие. То, насколько ученику будет комфортно в школе, в том числе зависит и от родителей. Если мама и папа требуют, чтобы ребенок приносил только пятерки, то когда он идет домой с другой оценкой, он переживает определенный стресс. Есть и такие родители, которым неважно, как учится ребенок, – ходит в школу, есть друзья, и достаточно, это тоже не совсем правильно.
- А какой оптимальный вариант?
- Мне кажется, оптимальным было бы объяснить ребенку, что самое важное – знать материал, разбираться в нем, учить уроки. Все мы знаем, что оценки бывают не всегда справедливыми. Поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей, несмотря ни на что…
- Бывает, когда ребенок просто не хочет идти в школу. Как его можно стимулировать?
- В первую очередь, нужно выявить причину этого. Если не получается сделать это самостоятельно, следует обратиться к специалистам. Например, у нас в клинике можно пройти диагностическую консультацию нейропсихолога, когда мы оцениваем зрелость когнитивных процессов у ребенка и в том числе зрелость ребенка по подготовке к школе. Если мы видим трудности, предлагаем разные виды работы со школьником – групповые или индивидуальные занятия. В частности, к нам обращаются, если у ребенка возникают трудности с усвоением школьной программы, если он не может сосредоточиться, не усидчив.
Кроме того, у детей, особенно подросткового возраста, могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Они могут думать, что их не принимают в коллективе, не понимают учителя, а кому-то просто неинтересно общаться с одноклассниками.
В таких случаях тоже могут помочь занятия у психолога. Например, есть групповые программы, направленные на развитие коммуникативных способностей, эмоционально-личностной сферы. Иногда научиться общаться со сверстниками помогает и просто пребывание в летнем лагере – возможно, с новым коллективом у подростка сложатся совсем другие отношения.
- В современной реальности не редкость, когда ребенок из малообеспеченной семьи стесняется идти в школу, потому что ему кажется, что он хуже всех одет, обут, у него нет дорогого телефона. Как родители могут помочь ему справиться с такими комплексами, если возможности купить дорогие вещи у них нет?
- Просто сказать ребенку, чтобы он не заморачивался, конечно, будет неэффективно. Здесь задача родителей - выслушать его, сопереживать ему. Это полезно для детско-родительских отношений.
К тому же сейчас в магазинах продается много недорогих вещей, которые могут помочь ребенку выразить свою индивидуальность. Например, даже к недорогому телефону можно подобрать какой-то необычный чехол. То есть у ребенка может быть не iPhone, но оригинальность телефона будет не в цене, а в чем-то другом. Так же и в одежде.
- Оксана Юрьевна, отдельно хочется спросить про первоклашек. Какие советы вы дадите родителям, которые впервые ведут своих малышей в школу?
- Если есть возможность, я бы сводила ребенка в школу заранее, чтобы познакомить его с внутренней инфраструктурой учебного заведения. Тогда ребенок будет ориентироваться, где находятся кабинеты, где можно помыть руки, сходить в туалет, попить воды. Как правило, те дети, которые ранее ходили в детский сад, достаточно легко адаптируются в школе. Но если есть сомнения в том, готов ребенок к учебе или нет, можно прийти на консультацию к психологу, чтобы оценить его зрелость, и получить какие-то рекомендации.
- У многих родителей будущих первоклассников возникает вопрос: в 6 или 7 лет идти в школу? Действительно ли шестилетка впоследствии будет отставать по физическим и интеллектуальным параметрам от тех ребят, которые старше его всего лишь на год?
- Вообще основные познавательные функции созревают к 7 годам. Даже если ребенок умеет читать и считать, обладает хорошей эрудицией, то могут быть незрелыми функции, которые отвечают за самоконтроль, саморегуляцию, умение самостоятельно принимать какие-то решения. Поэтому я за то, чтобы отдавать ребенка в школу в семь лет и позже.
Беседовала Мария Трускова
Фото: Габдрахманов Марат/ZOOM ZOOM FAMILY, volgograd.bbport.ru.