Картина Бориса Хлебникова «Аритмия» продолжает покорять зрителей, на этот раз - на Урале в рамках II Открытого кинофестиваля. Фильм уже завоевал несколько престижных наград: Гран-при и приз зрительских симпатий Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» и сахалинского международного кинофестиваля «Край света». Кроме того, призом за лучшую мужскую роль обоих кинофестивалей, а также 52-го международного кинофестиваля в Карловых Варах был награжден исполнитель главной роли Александр Яценко.
В широком прокате фильм появится 21 сентября и будет бороться за выдвижение на «Оскар».
Это кино о любви: о любви между мужчиной и женщиной, о любви к людям, о любви к жизни. Главные герои – Олег (Александр Яценко) и Катя (Ирина Горбачева). Оба медики. Олег работает врачом скорой помощи, Катя дежурит в приемном покое. Им где-то около тридцати. Они вместе со студенческих лет. Однако с недавнего времени их сердца перестали биться в такт, налицо все симптомы кризиса семейных отношений. Так бывает, когда у людей расходятся жизненные интересы. Она устала от его пьянства, беспечности, рассеянности, хамства и уже «решила все сама», предложив смской развестись. А он хоть и был против, но согласился. Вот только разъехаться они пока не могут, для этого надо решить жилищный вопрос.
Постепенно присматриваясь к Олегу, мы понимаем, что в общем-то он неплохой человек, не идеальный, конечно, но порядочный и добрый, а еще он талантливый врач. Просто наступила неудачная полоса в его жизни: проблемы в семье, а тут еще и на работе новый начальник (Максим Лагашкин) с новыми правилами, для которого важнее всего показатели, а не здоровье пациентов.
– Главное, чтобы человек, которого я лечу, потом не умер, так?
– Нет! Главное, чтобы человек не умер под тобой. Вот есть другие врачи – у них пусть умирает.
А Олег не приемлет формализма. Для него важнее всего человек, индивидуальный подход к каждому. Одну пациентку, бабушку с жалобами на сердце, он вылечит дорогой нанотехнологичной немецкой таблеткой, на самом деле оказавшейся пулькой от игрушечного пистолета. У другой молодой пациентки с жалобами на отравление после застолья он верно диагностирует инфаркт.
Но вот парадокс именно в том, что на вызовах Олег может действовать быстро, смело и решительно, а в личной жизни он инфантилен и невнимателен, ведет себя как подросток и словно специально подолгу не хочет понимать и решать назревшие проблемы. Интересная деталь – звучащие в фильме «песни пубертатного периода» Валентина Стрыкало, названные так самой героиней. Однако в финале герой как будто взрослеет, и зритель может поверить, что все у Олега с Катей будет хорошо.
Хоть «медицинская» сторона фильма и является фоном, на котором разворачивается семейная драма, она создана так убедительно, ярко и интересно, что нередко выходит на первый план. Все врачебные сцены документально точны, так как, во-первых, с актерами в качестве консультанта работал врач Дмитрий Моисеенко, во-вторых, картина основана на реальных историях медиков. Сами сценаристы Наталья Мещанинова и Борис Хлебников специально общались с медицинскими работниками, записывали их речи, проводили сравнение мнений разных докторов. Съемки же проходили в реальной больнице Ярославля. Несмотря на то, что в фильме есть кровь, боль и даже смерть, он не трешовый, а скорее наоборот – веселый, светлый и успокаивающий.
Режиссеру Борису Хлебникову удалось создать убедительное во всех отношениях, хорошее, доброе кино. Каждый актер здесь на своем месте, каждый персонаж здесь - полноценная уникальная личность. Интересно и остроумно выстроены диалоги. Помимо любовной коллизии в картине показан конфликт между врачами и системой.
«Аритмию» многие сравнивают с «Нелюбовью» Звягинцева. И там, и там супружеская пара в состоянии развода, нерешенный квартирный вопрос, нежелание иметь детей. Однако если у Звягинцева изображена непроглядная тьма, «чернуха», то у Хлебникова – светлая надежда. Герои Звягинцева сами страдают и причиняют боль другим, у Хлебникова – лечат. У Звягинцева герои одиноки, они сироты, у Хлебникова герои показаны в кругу семьи и друзей. Герои Звягинцева движутся по кругу, меняются только декорации, а не их подход к жизни, сами они выбирают бег на месте, у Хлебникова есть движение вперед.
И как символ этого в финале у Звягинцева показано упражнение на беговой дорожке, а у Хлебникова - то, как машины в пробке освобождают проезд скорой. И, наверное, главное и очевидное - что картина Звягинцева о нелюбви, а Хлебникова - о любви.
Екатерина Шашмурина
Фото: kinoafisha.info
Фото: kinoafisha.info