Пожалуй, одним из главных конфликтов этого года станет противостояние вокруг фильма режиссера Алексея Учителя «Матильда». Впервые в постсоветской России серьезно заявил о себе так называемый «православный радикализм». Его представителей уже называют «Православным ИГИЛ» (ИГИЛ - террористическая организация, запрещенная в России).
Религиозные активисты всегда были неотъемлемой частью РПЦ. Но до случая с «Матильдой» их выходки были относительно безобидны и носили локальный характер. Долгие годы православных активистов принимали за маргиналов. Общественность старалась их не замечать.
С выходом первого трейлера фильма Алексея Учителя произошла некая консолидация верующих с радикальными взглядами. Возглавила объединение депутат Госдумы Наталья Поклонская. Ее участие в движении против «Матильды» породило различные конспирологические версии происходящего.
Стихийное движение или спланированная акция?
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Если вспомнить, как развивался конфликт вокруг Руслана Соколовского, то там действительно можно выявить признаки организованности уголовного преследования блогера.
Во-первых, большая часть свидетелей обвинения являлись прихожанами одного храма — Большого Златоуста. Во-вторых, оскорбленные верующие появились после того, как настоятель прихода иерей Виктор Явич организовал массовый просмотр роликов Соколовского. Третье: в своем противостоянии против ловца покемонов приход Большого Златоуста фактически остался один (не считая поддержки епархии). Хотя ранее при больших конфликтных ситуациях городские храмы старались выйти единым фронтом.
В случае с «Матильдой» толчком послужило несколько тысяч обращений верующих. На них впоследствии и ссылалась Наталья Поклонская в своих запросах с требованием проверить еще не вышедший фильм. Первоначально она говорила о десяти тысячах жалоб. Постепенно это число увеличилось до 100 тысяч.
Подобные обращения на самом деле не редкость. Прихожане храмов и ранее жаловались во все инстанции на вещи, которые их не устраивали: ИНН, выставки наподобие «Осторожно религия», книги про Гарри Поттера, гей-клубы и так далее. До появления в Уголовном кодексе статьи об оскорблении чувств верующих большая часть этих жалоб последствий не имела, а сами конфликты носили локальный характер.
Вполне вероятно, что после выхода трейлера оскорбленные верующие по привычке начали писать жалобы. Но в этот раз для обращений нашлась «благодатная почва» в лице Натальи Поклонской. Депутат Госдумы и ранее не скрывала своего особого отношения к Николаю II. Обращения от верующих предоставили Поклонской лишний повод продемонстрировать это.
По мере затягивания конфликта к нему стали присоединяться все новые лица, в том числе противоборствующие между собой иерархи церкви. Это, в свою очередь, и породило версии, что скандал вокруг «Матильды» был изначально срежиссирован.
Кто бунтует против «Матильды»?
Состав верующих, выступающих против фильма Алексея Учителя, крайне неоднороден. Расклад сил в таких конфликтах наглядно продемонстрировал процесс по делу ловца покемонов, который недавно прошел в Екатеринбурге. В суде выступали и верующие со стажем, и неофиты (недавно воцерковленные люди).
Примечательно, что представители первой группы в основном выступали на стороне защиты. Все неофиты отнесли себя к верующим, чьи чувства были оскорблены. В основном они и представляли свидетелей обвинения.
Остальные свидетели обвинения позиционировали себя в первую очередь патриотами. Свою религиозность они сравнивали с чувством любви к Родине. К подобным категориям верующих относятся казаки и активисты таких организаций, как «Сорок Сороков».
В ситуации с «Матильдой» они составляют небольшое количество от общего числа недовольных. Зато их отличает повышенная активность. Для верующих-патриотов характерно цитировать не Библию, а государственных лидеров.
В частности, на суде по делу Соколовского один из таких верующих семь раз вспомнил президента России Владимира Путина. Иисус Христос подобной чести от него не удостоился.
Неисчерпаемый резерв оскорбленных верующих
В современном смысле явление неофитства можно сравнить с половым созреванием у подростков. В это время новообращенный христианин принимает все сказанное священством или «старшими братьями» за чистую монету — без какой-либо критики.
Нередко новообращенные пытаются изменить не столько себя, сколько мир вокруг себя (что, к слову, также характерно для пубертатного возраста). Все это сопровождается желанием совершить какой-нибудь подвиг во имя веры — в идеале пострадать за христианство по примеру мучеников. Поскольку никаких религиозных гонений в России нет, новообращенные страдают морально.
Поэтому участие такого большого количества неофитов в деле Соколовского неудивительно. Они же составляют основную массу противников фильма «Матильда».
С неофитами мало кто работает
В РПЦ неофитство не имеет срока давности. Проблема кроется в отсутствии какой-либо здоровой просветительской работы среди верующих. Достаточно сравнить неофитов, которые приходят в духовную семинарию, и тех же самых верующих в обычных приходах.
Духовная семинария — высшее учебное заведение, в котором готовят будущих священнослужителей
В учебных заведениях сконцентрирована православная интеллигенция. Нередко по одним и тем же вопросам веры преподаватели имеют полярные точки зрения. В этой связи студенту-неофиту волей-неволей приходится анализировать и самостоятельно разбираться в спорных темах. Кроме того, в самих семинариях не заинтересованы в выпуске религиозных фанатиков. Ко второму-третьему курсу неофитство студентов проходит.
В православных приходах подобного плюрализма нет. Судьба нового прихожанина зависит от взглядов и уровня образования одного-двух священников. Порой некоторые клирики действительно занимаются их воспитанием, не допуская развития агрессии. Другие же предоставляют новых прихожан самим себе.
Как из неофитов получаются радикалы
Зато очень крепко за неофитов берутся священники, чьи взгляды сложно назвать даже близкими к христианству. В этом случае состояние неофитства может поддерживаться в человеке искусственно через нагнетание в нем истерии. Верующего просто запугивают «новыми учениями» — «печать антихриста» в паспортах, покаяние за убийство царской семьи и так далее.
«Печать антихриста» — согласно книге Священного Писания «Откровение», написанной Иоанном Богословом, перед концом света в мир придет антихрист-лжемиссия. Своих сторонников, как следует из книги, он будет помечать специальной печатью. Поскольку детального описания «печати» в «Откровении» нет, это дало простор для толкования. Со времени написания этой книги в христианстве появилась группа верующих, ожидающих скорого конца света. С 90-х годов православные, ожидающие антихриста, истолковали наличие ИНН и паспорта как принятие «печати»
В Свердловской области одним из самых известных проповедников подобных взглядов является схиигумен Сергий (Романов)*. Его среди прочего называют также и духовником Натальи Поклонской.
(Схиигумен Сергий (Романов) — духовник женского монастыря «Спорительница хлебов» под Среднеуральском. В Свердловской области священнослужитель имеет неоднозначную репутацию. Одни верующие воспринимают его как целителя и «старца», который предвидит будущее. Другие, из числа православной интеллигенции, относятся к его деятельности настороженно. Известно, что схиигумен призывает своих сторонников отказываться от ИНН и паспортов).
Темы про антихриста и жертву царской семьи идеально подходят и для новообращенных, жаждущих подвигов. Ведь для того, чтобы не попасть в ад, достаточно, к примеру, сжечь паспорт. В этом случае любое действие, даже противозаконное, превращается в религиозный акт и, соответственно, с точки зрения неофитов, оправдано.
Спорные методы защиты веры подкрепляются и цитатами из трудов авторитетных богословов. К примеру, нередко используется такой отрывок из трудов Иоанна Златоуста:
Иоанн Златоуст — архиепископ Константинополя, живший в 3-4 веках. Один из самых авторитетных богословов в различных христианских конфессиях
«Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на площади среди людей хулит Христа Господа, подойди и пресеки. Если и насилие над ним совершить придется, не избегай — ударь по лицу, дай пощечину, освяти свою руку раной»
На подобные высказывания наследие богословов богато. Однако, как правило, религиозные активисты приводят их вне контекста. Также мало кто из них задумывается, в каком веке и при каких нравах были составлены эти высказывания.
В результате в основном из неофитов и выходят так называемые царебожники, последователи учения об ИНН и оскорбленные верующие. По всей видимости, из этой среды вышли и основатели «Христианского государства», которые атаковали кинотеатры листовками с угрозами.
Впрочем, ожидать появления крупных радикальных группировок из числа неофитов не следует. Существование того же «Христианского государство» как отдельной организации в самой РПЦ подвергают сомнению ввиду их малочисленности. Подобные организации, едва возникнув, сразу исчезают, обретя статус маргинальных группировок.
«Гвардия патриарха» против «Матильды»
Других противников фильма Алексея Учителя сложно назвать безрассудными религиозными фанатиками. Например, движение «Сорок Сороков», которое патриарх Кирилл ранее называл своей «личной гвардией», активизировалось в самый разгар конфликта, когда Наталья Поклонская развернула борьбу с «Матильдой».
Движение «Сорок Сороков» было основано в Москве в 2012 году после акции, которую устроила панк-группа Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Активисты движения позиционировали себя как защитники храмостроительства в Москве. По утверждению лидера движения Андрея Кормухина, к 2015 году в движении насчитывалось 10 тысяч человек. Основу организации составляют крепкие мужчины, которые сопровождают крупные церковные мероприятия. Эти же люди были замечены в разгоне акций, которые устраивали ЛГБТ-активисты, и участвовали в противостоянии с жителями Москвы, которые выступали против строительства храмов. В отличие от группировок наподобие «Христианское государство», СС имеет хорошо выстроенную организацию. В 2015 году депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обвинил организацию в поддержке неонацистской идеологии и в связях с радикальными группировками (чем и объясняется высокий уровень организации СС). Парламентарий направлял тогда запрос в ФСБ, но результаты этого обращений остались неизвестны.
К тому времени скандал прочно закрепился на федеральном уровне. Вслед за Поклонской участники движения «Сорок Сороков» приехали в Екатеринбург во время Царских дней. Вслед за депутатом они и покинули уральскую столицу, не оставив никаких следов.
Однако для «Сорока Сороков» защита православия является больше поводом для выступления. Время появления СС в истории конфликта и поездки активистов с Поклонской говорят, скорее, о том, что движение пытается набрать популярность. Активисты «Сорок Сороков» и ранее уделяли большое внимание проведению общественно-политических акций.
Участие этого движения в конфликте примечательно еще и тем, что в 2014 году патриарх Кирилл назвал «Сорок Сороков» своей гвардией. В следующем году глава РПЦ лично поздравил лидера движения Андрея Кормухина с днем рождения.
Однако от конфликта с фильмом «Матильда» сам патриарх в настоящее время пытается дистанцироваться.
Епископ Тихон (Шевкунов) — викарий патриарха Московского и всея Руси. Представляет консервативное крыло в РПЦ. Считается одним из претендентов на патриарший престол.
Растерянность в РПЦ
На фоне безмолвия предстоятеля в РПЦ так и не смогли выработать единой позиции по картине. «Матильду» критиковали митрополиты Иларион и Павел, а также епископ Тихон (Шевкунов), который считается духовником Владимира Путина.
Митрополит Илларион (Алфеев) — председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата, викарий патриарха Московского и всея Руси. Относится к либеральному крылу РПЦ. Считается одним из возможных претендентов на патриарший престол.
Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин и вовсе распорядился организовать молебны против картины Алексея Учителя.
Одновременно с этим фильм похвалил пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков. Представитель главы РПЦ, правда, уточнил, что это его личное мнение. Церковный историк и кинокритик протоиерей Георгий Митрофанов назвал фильм «клюквой», но отметил, что это не повод устраивать против него акции.
Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин) — глава Ханты-Мансийской митрополии. Один из инициаторов сбора подписей за запрет проката «Матильды».
После серии поджогов, устроенных противниками «Матильды», РПЦ все-таки пришлось представить единую позицию.
«Не только православному христианину, но и любому верующему человеку не придет в голову выражать свое несогласие с чем-либо способом, опасным для жизни и здоровья ни в чем не повинных людей»
Владимир Легойда - председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом.
Молчание патриарха по поводу фильма объясняется старым конфликтом внутри РПЦ, который из-за «Матильды» прорвался наружу, — наличие внутрицерковных сект. С 90-х годов Московский патриархат старался либо игнорировать их, либо искать компромиссы во избежание раскола. В частности, канонизацию царской семьи внутри РПЦ как раз называют уступкой по отношению к почитателям Николая II.
Конечно, у РПЦ есть и жесткие инструменты влияния на сектантов, однако это грозит массовым исходом верующих из структуры.
РПЦ после «Матильды»
Вероятно, во избежание малейшего намека на раскол, патриарх Кирилл и сохраняет молчание. Что бы он сейчас ни сказал, им будут недовольны либо почитатели Николая II, либо православная интеллигенция, которая борется с внутрицерковными сектами.
По всей видимости, в руководстве РПЦ надеются, что конфликт пройдет сам собой после выхода «Матильды» на экраны. После чего активность православных радикалов должна пойти на спад.
Однако такая тактика в очередной раз бьет по репутации церкви в обществе. Кроме того, нет никаких гарантий, что после «Матильды» у православных радикалов не появится поводов для новых акций.
Так уже было во время одного из первых религиозных скандалов, разделивших общество, — акции панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. С того времени фактически и началась активизация радикальных группировок, называющих себя православными. Само дело участниц панк-группы оказалось уникальным не только как судебный процесс, но и как механизм запуска подобных конфликтов.
В этой связи РПЦ все-таки впору задуматься о проведении грамотной просветительской работы для профилактики радикализма. Пока что в церкви нет и намека на это, не считая отдельных заявлений иерархов.
Сергей Беляев,специально для ЕАН