26 октября Россию ожидает премьера многострадального фильма Алексея Учителя «Матильда». В основе сценария - пикантный факт из жизни последнего российского императора, а именно его увлечение балериной Матильдой Кшесинской. Название фильма и имена его создателей не исчезают из новостных лент уже несколько месяцев. Каждый день мы узнаем новые детали публичного скандала, разворачивающегося на наших глазах.
Совсем недавно Алексей Учитель заявил, что на упоминание фильма «Матильда» по ТВ наложен негласный запрет, в связи с которым была сорвана рекламная кампания фильма. Кинотеатры рассылают письма в МВД, управляющим компаниям торговых центров и другим отвечающим за безопасность инстанциям с предложением усилить охрану в дни показов. А иностранцы-исполнители главных ролей отказались ехать на премьеру в Россию из-за полученных угроз.
Кажется, подобного резонанса в истории новой России не вызывал еще ни один фильм. Однако надо признать, что кинематограф стал подкидывать поводы для протеста радикальных религиозных организаций буквально с первых лет своего существования.
Братья Люмьер - родоначальники кино. Люмьер, Луи Жан - изобретатель аппарата «Синематограф» Люмьер, Огюст Луи Мари Николя — организатор
Уже через год после первого кинопоказа братьев Люмьер был выпущен фильм об Иисусе Христе. Далее этот сюжет тиражировался регулярно, и почти каждый значимый режиссер немого кино так или иначе обращался к нему. То же касалось и сюжетов, основанных на житиях святых: Жанна д’Арк, Святой Антоний, Святой Франциск - все они становились персонажами фильмов.
«Страсти Жанны д’Арк» — немая французская психологическая драма, снятая режиссёром Карлом Теодором Дрейером в 1928 году и повествующая о последних днях жизни национальной героини Франции. Фильм считается одной из общепризнанных вершин мирового кинематографа
Ставший вершиной немого кино фильм Карла Теодора Дрейра «Страсти Жанны д’Арк», вышедший на экран в 1928 году, подвергся гонениям и давлению со стороны французских националистов, которые были уверены, что Дрейер, будучи датчанином и протестантом, не может подлинно отобразить страдания французской католической святой. В итоге во Франции фильм вышел с купюрами и правками, внесенными цензорами по указанию Парижского архиепископа.
В Англии фильм был вообще запрещен, так как власти посчитали, что английские солдаты, пытавшие Жанну, показаны слишком жестокими, ловко позабыв, что именно они ее позже и сожгли заживо. Позднее в течение 1928-29 гг было утрачено несколько оригинальных копий фильма. Все они, как тогда казалось, по нелепому стечению обстоятельств погибли во время пожаров кинолабораторий. Однако в 1981 году, уже после смерти Дрейера, в Норвегии в кладовке психиатрической больницы была обнаружена хорошо сохранившаяся копия оригинального фильма с датским субтитрами. Попала ли она туда в 1929 году вместе со своим владельцем, пострадавшим при поджоге лаборатории, и или при каких-либо других обстоятельствах, неизвестно.
Но в 1995 году Ватикан внес картину в список величайших религиозных фильмов.
Эта история сама по себе может стать полноценной основой для захватывающего фильма. Но насколько она кинематографична, настолько и симптоматична. Тут есть все слагаемые, которыми обычно наполнены судьбы выдающихся фильмов, затрагивающих религиозные вопросы или посвященных историческим личностям, так или иначе связанным с церковью.
Общественное осуждение, давление церковных властей, попытки сорвать выход фильма со стороны радикальных организаций, угрозы или покушения религиозных фанатиков, ну и присутствие психопата в качестве завершающего картину мазка, – все это вместе или в различных вариациях обычно сопровождает появление подобных фильмов, и «Матильда» здесь не исключение.
Удивительно, но большинство авторов биографических или исторических околорелигиозных фильмов, на которых обычно обрушиваются самые жуткие обвинения, не выдумывают почти ничего нового о своих персонажах.
Удивительно, но большинство авторов биографических или исторических околорелигиозных фильмов, на которых обычно обрушиваются самые жуткие обвинения, не выдумывают почти ничего нового о своих персонажах.
Чаще всего они пользуются либо апокрифическими, не признанными церковью, текстами, либо альтернативными трактовками истории.
Тема особых, близких взаимоотношений между Иисусом Христом и Марией Магдалиной встречается в нескольких апокрифических Евангелиях 2-3 веков. Именно Мария Магдалина называется в них лучшей и любимейшей ученицей Христа, а близость их описывается не только как духовная. Там же упоминается соперничество Марии и апостола Петра за любовь Христа и попытки опорочить ее, приписав ей занятие проституцией.
«Последнее искушение Христа» — кинофильм режиссёра Мартина Скорсезе, вышедший на экраны в 1988 году. Экранизация романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение» (1955)
Эту тему в фильме «Последнее искушение Христа» осмыслял Мартин Скорсезе, а развил и довел до феминистического апофеоза Дэн Браун в романе «Код да Винчи», который лег в основу одноименного фильма. Обе эти кинокартины подверглись резкой критике Ватикана. И если создатели «Кода да Винчи» были готовы к протестам и запретам, то Скорсезе, будучи первопроходцем, настрадался благодаря религиозным организациям в полной мере.
«Код да Винчи» (англ. The Da Vinci Code) — роман, написанный американским писателем и журналистом Дэном Брауном в жанре интеллектуального детективного триллера, смог пробудить широкий интерес к легенде о Святом Граале и месту Марии Магдалины в истории христианства
Едва начавшиеся съемки этой картины были остановлены из-за огромного количества писем, присланных в адрес студии «Парамаунт» фундаменталистскими христианскими организациями.
Они обвиняли студию в антисемитизме и попытке гомосексуальной трактовки Евангелия. В результате этой акции «Парамаунт» принял решение отказаться от проекта.
Только четыре года спустя Скорсезе смог продолжить работу над фильмом на новой студии.
На заключительной стадии производства фильм подвергся новой организованной атаке христианских фундаменталистов, которые требовали его немедленного уничтожения, а Скорсезе называли психически больным человеком. Были проведены многочисленные акции протеста около студии и офиса ее руководителей.
Некоторые крупные американские сети отказались от проката фильма. Многие показы сопровождались погромами и поджогами, было украдено несколько копий фильма. В Париже при нападении на кинотеатр во время демонстрации фильма тяжело пострадало более 10 человек.
Несмотря на непростую прокатную судьбу, картина собрала почти 9 млн долларов и принесла студии прибыль в 2 млн, а режиссеру - номинацию на «Оскар». В 1999 году фильм был официально одобрен Ватиканом.
Paramount Pictures Corporation (Парама́унт Пи́кчерз Корпорэ́йшен) — американская компания, которая занимается созданием и распространением фильмов
Надо отметить, что российские политики не смогли остаться в стороне от всеобщей истерии. Хотя и со значительным опозданием, депутатом Государственной думы была предпринята попытка запретить фильм. В 2012 году Александр Старовойтов подал запрос в Следственный комитет с целью проверки фильма «Последнее искушение Христа» на наличие признаков экстремизма. Эксперты таковых в фильме не обнаружили.
Как это ни странно, но в нынешней России практически отсутствуют примеры влияния общества на художника, в значительной степени потому, что роль фундаменталиста и психопата большую часть 20 века у нас выполняло само государство. Именно государственная машина загоняла фильмы на полки, смывала их за излишний формализм, разве что не сжигало.
В этом смысле депутат Поклонская действует вполне в русле национальной традиции, начало которой было положено еще в 1908 году.
Именно тогда Священный Синод и Духовная цензура потребовали ограничить или полностью запретить изображение в кинематографе святых образов, а также церковных обрядов, процессий и богослужений.
Александр Сергеевич Старовойтов — общественно-политический деятель, депутат Государственной думы ФС РФ шестого и седьмого созывов от партии ЛДПР.Русский Офицер.Патриот своей страны
И при безбожной советской власти немногочисленные фильмы про святых регулярно подвергались обвинениям в антиисторизме. Пожалуй, ярчайшим примером оказался «Андрей Рублев» А.А. Тарковского, который из-за подобных нападок на несколько лет был запрещен к показу. Биографических данных о Рублеве было очень мало, поэтому авторы сценария, опираясь на три факта его биографии, выстроили повествование, которое в фильме заняло 23 года. Авторов упрекали в нарушении хронологии событий, в излишнем натурализме, фактических ошибках, касающихся жизни Руси 15 века, но никто не заметил, что ключевым поворотом фильма являлось убийство, совершенное главным героем, монахом, вероятно, величайшим русским иконописцем, преподобным святым Андреем Рублевым.
Священный синод Русской православной церкви — согласно действующему уставу РПЦ, «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами
Более того, фильм в классическом виде рассказывал о страстях, которым подвергался инок Андрей, включая характерную для жанра сцену соблазнения, в которой герой не проявлял себя ни святым, ни безгрешным. Однако по сей день хоть сколько-нибудь значимой критики со стороны церкви за то, что авторы наделили фигуру святого столь греховными поступками, не возникло.
Несмотря на то, что Тарковскому удалось организовать внеконкурсный показ картины в Каннах в 1969 году, где он получил приз ФИПРЕССИ, на родине фильм вышел ничтожным количеством копий спустя еще несколько лет, и до широкого зрителя дошел только в конце 1980-х. В настоящее время «Андрей Рублев» Тарковского входит в список лучших фильмов всех времен.
Органы духовной цензуры в Российской империи—церковно-государственные органы, осуществлявшие цензуру над печатными изданиями в целях охранения вероучения, нравственности и благочестия
Маловероятно, что фильм «Матильда» хотя бы на десятую долю будет подобен любому из вышеописанных фильмов.
Судя по трейлеру, это рядовая костюмированная мелодрама, нечто среднее между «Адмиралом» и «Турецким гамбитом», но для Поклонской это и не важно, как и для представителей радикальных религиозных организаций.
Общественное порицание, которому подвергались те или иные фильмы, никогда не основывалось на эстетической оценке произведения.
Большинство протестующих зачастую не видели того, что требовали уничтожить, поэтому и этическая оценка давалась ими не самому фильму, а их собственным фантазиям о фильме. Однако со временем менялась и она, по крайней мере, в настоящее время у официальных церквей к фильмам претензий не осталось.
Безусловно, Алексею Учителю как режиссеру мейнстрима сейчас непросто подвергаться гонениям. Но, если быть откровенным, нет никаких оснований полагать, что фильм в прокате пройдет незамеченным.
«Андрей Рублёв»—историческая кинодрама Андрея Тарковского, снятая в 1966 году на киностудии «Мосфильм». Первоначально картине предполагалось дать название «Страсти по Андрею».
По словам самого режиссера, на все предпремьерные показы билеты распродавались в считанные минуты.
Опасения вызывают только действия депутата Поклонской с ее маниакальным стремлением добиться отзыва прокатного удостоверения фильма, а также возможность кинотеатров обеспечить безопасность пришедших в кино зрителей, чтобы удовлетворить интерес к самому скандальному фильму года.
Текст: сценарист и редактор Татьяна Андриянова
Фото: seance.ru, vokrug.tv, israelbehindthenews.com, film.ru, pravoslavie.ru, magspace.ru