В екатеринбургском Ельцин Центре прошла творческая встреча с немецким музыкантом, композитором и продюсером Микки Мойзером, автором музыки более чем к 60 фильмам, в том числе к проектам с участием Дэниела Крейга, Кирстен Данст и Линн Редгрейв. Как рождается музыка кино, свободен ли композитор от диктата режиссера и так ли страшен Голливуд для творческого человека?
- Каким был ваш путь в киноиндустрию?
- Я начал свою карьеру с поп- и джаз-музыки, был основателем нескольких достаточно известных и успешных проектов: Ideal, Die Ärzte, Silly. В конце 90-х мне стало понятно, что данная отрасль не принесет желаемого дохода, и я решил заняться написанием музыки к фильмам. Классическое музыкальное образование дало мне возможность переключиться.
- Какое именно?
Зальцбург — город в западной Австрии, столица федеральной земли Зальцбург. Четвёртый по величине город Австрии после Вены, Граца и Линца. Центральная историческая часть Зальцбурга внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО
- С трех лет я буквально третировал маму, чтобы она отдала меня учиться игре на фортепиано. В 10 лет передо мной стоял выбор между спортом и музыкой, и я выбрал спорт. Но уже в 13 лет я вернулся к музыке и играл на классическом контрабасе в оркестре.
Мой отец в свое время занимался в Зальцбурге, в Академии музыки, которая поддерживается Фондом Моцарта. Именно он привил нам с сестрой любовь к классической музыке, к этому жанру. Поп и джаз, интерес к ним были под запретом.
Моцартеум-консерватория в Зальцбурге.Носит имя Вольфганга Амадея Моцарта. Одноимённые концертный комплекс и оркестр в настоящее время обладают самостоятельностью, хотя на протяжении первого столетия работы оркестр и консерватория составляли единое целое и управлялись одним и тем же руководством
- Но вы решили создать успешный джаз-бэнд...
- Конечно. В 17 лет я уехал из родительского дома и успел поучиться даже на зубного врача. Но в 22 года я понял, что моя страсть – это музыка.
- Можно ли сказать, что классическое музыкальное образование – это некая основа, которая дает возможность затем экспериментировать в других жанрах?
- Да, это верно. Особенно такое образование важно для композиторов музыки кино, т.к. приходится писать произведения для оркестров. Классическое музыкальное образование дает возможность более свободно владеть всеми средствами, если композитор создает музыку в других жанрах.
- Чем отличается композитор, работающий в кино, от композитора в широком смысле слова?
- Разница велика. «Нормальный» композитор свободен в своем творчестве на 100%. Он пишет музыку, исходя из собственных идей. Композитор, который пишет музыку для фильма, ограничен идеями режиссера, сценариста, продюсера. Он всегда выполняет чей-то заказ.
Второй важный момент – у "свободного" композитора произведение завершено тогда, когда он пожелает, когда он воплотит свою идею. Композитор музыки кино всегда ограничен дедлайном. Любая отсрочка и простой ведет к стотысячным убыткам в долларовом эквиваленте. Как говорится, у нас нет возможности выспаться. Если хоть раз нарушишь сроки, больше никогда не получишь заказ.
- Как и когда вы принимаете решение вступать в тот или иной проект, учитывая эти ограничения?
- Решение принимается быстро. Есть два варианта: либо я читаю сценарий, и он мне нравится. Либо я знаком с теми, кто стоит за производством и идеей фильма, и соглашаюсь на работу с конкретными людьми. Идеальный вариант, когда композитор подключается на этапе сценария. Тогда есть время погрузиться в материал, заняться предварительной работой. У меня есть несколько подобных реализованных проектов. Например, картина с хорошо проработанной венгерской темой.
Есть вариант хуже – мне звонят, вспомнив, что к фильму нужна музыка: "Микки, через пять недель мы должны выпустить фильм. Есть ли у тебя время?" И так бывает достаточно часто.
Задача композитора, который пишет музыку для кино, - передать эмоцию. Очень часто для того, чтобы написать музыку, нужно пропустить историю через свое сердце. Только тогда понимаешь, как и чем выразить это в музыке. Достаточно часто я вижу фильмы, музыка к которым написана формально. Качественно, с пониманием технологии, но без души.
- Кто выбирает композитора на проект?
- По-разному. В теории композитора должен выбирать режиссер. На телевидении чаще всего срабатывает принцип, что выбирают того, кто уже проверен и на кого можно положиться. Создатели телевизионных проектов не готовы нести убытки и в переговорах указывают на тех, с кем уже работали. И это отчасти является причиной того, что молодым композиторам сложно попасть в эту сферу. Несмотря на то, что они креативны, продюсеры работают с теми, кто точно выдержит сроки.
Ханс Флориан Циммер — немецкий кинокомпозитор, известный своей музыкой к кинофильмам и компьютерным играм. Широко известен благодаря своим композициям, которые режиссёры успешно используют в боевиках и триллерах
- На одном из мастер-классов вы сказали, что существует разница между музыкой к фильмам, которую создают в Голливуде и за его пределами? В чем она заключается? Стоимость, качество, подход?
- Давайте рассмотрим пример Ханса Циммера (Hans Florian Zimmer). Он получает гонорар в размере 1-2 млн долларов, но при этом должен отказаться от любых авторских прав на это произведение в дальнейшем, от дохода с лицензирования. Это если говорить про стоимость. Что касается качества голливудских фильмов в целом, оно может быть и хорошим, и плохим, всем это известно.При этом возникает прекрасная музыка для фильмов, которая рождается не в Голливуде.
Специфика Голливуда в том, что он функционирует как невероятно эффективная фабрика по производству фильмов. Как конвейер по производству кинопродукции. И в том числе как конвейер по созданию музыки для кино. Композиторы, которые работают в Голливуде, имеют огромный штат помощников. Они сами не оркеструют и не аранжируют свои произведения. Это делают специально обученные люди.
Я делаю все сам. И в этом специфика работы композиторов, которые работают не в Голливуде.
- Вы осуществили ряд проектов в США, но решили не продолжать. Почему?
- Я работал на двух полнометражных фильмах, на нескольких небольших проектах и на телесериале, который транслировался в США. Но я хочу сам принимать художественные решения. Я не хочу быть частью большой машины. Мне интересно быть свободным. Смотрите, как функционирует этот механизм. Роль композитора в голливудской системе следующая: он смотрит фильм или сцену из фильма, что-то напевает при этом, за ним записывают, и кто-то другой создает музыку. Для меня этого слишком небольшая задача. Мне это неинтересно.
- В России все чаще звучит мнение, что стремление собрать кассу, а значит штамповать бесконечные комедии и боевики с голливудским уклоном, развращает зрителя. Функция кино свелась только к развлечению, оно больше не воспитывает ни нравственность, ни вкус. Прокомментируйте эту тенденцию. Как чувствует себя авторское кино в Германии?
- Мне кажется, вы недооцениваете роль голливудских фильмов в вопросе воспитания, в том числе нравственности. И когда я вспоминаю телевизионный проект, на котором я работал в Америке, - там сразу была поставлена задача сделать его с воспитательным уклоном.
Александр Мишель Жерар Деспла — французский кинокомпозитор. Лауреат премии «Оскар» за фильм «Отель „Гранд Будапешт“», а также восьмикратный номинант на эту премию
Что касается Германии, то я уверен, что каждый фильм несет в себе нравственно-воспитательный заказ. То же можно сказать и о других странах, которые считают кино важным инструментом воздействия на общество. Не знаю, как это в России, но во всей Западной Европе, в Канаде киноиндустрия получает дотации от государства, а значит и формирует заказ.
Голливуд отчасти более свободен в выборе за счет коммерциализации. У меня есть мнение насчет роли государства в том, чтобы сделать людей счастливыми, но в этом случае мы слишком отдалимся от вопросов музыки кино.
Джон Таунер Уильямс — американский композитор и дирижёр, один из самых успешных кинокомпозиторов в истории
- Кто для вас является эталоном в сфере создания музыки для кинокартин? Возможно, это пара: режиссер и композитор?
- На конгрессах, которые мы проводим, уделяется большое внимание примерам такого гармоничного сотрудничества. В последнее время мы стараемся находить пары женщина-режиссер и мужчина-композитор или наоборот. И особым образом их поддержать или отметить.
Александр Александрович Пантыкин — советский рок-музыкант, российский композитор, драматург. Основатель нового направления в музыкальном театре «лайт-опера». Председатель союза композиторов Свердловской области
Композиторы, которые кажутся мне интересными, - это Александр Диспла (Alexandre Michel Gérard Desplat), Джон Вильямс (John Towner Williams). Чем старше я становлюсь, чем больше я работаю в этой сфере, тем меньше я оглядываюсь по сторонам и тем меньше мне интересно, кто успешен, а кто нет. Я сосредоточен на своем творчестве.
Среди русских композиторов я хочу отметить тех, кого знаю, - Александра Пантыкина и Алексея Зубарева. Вообще это большая проблема, мы на Западе получаем очень мало русской культуры. Мы можем посмотреть и понять англоязычный фильм даже без перевода, а русские фильмы даже с субтитрами у нас не показывают – ни в кинотеатрах, ни по телевидению.
Алексей Павлович Зубарев — советский и российский рок-музыкант, гитарист рок-группы «Аквариум», автор музыки к кинофильмам
- Есть ли у вас режиссер, с которым вам максимально комфортно работать? С которым получались лучшие произведения?
- Один из них уже умер, это Петер Зер (Peter Sehr). Именно с ним мы сделали фильм «Obsession» (англ. "Одержимость").
Obsession (Одержимость) – триллер 1997 г с участием Дэниэла Крейга
Сейчас я, с одной стороны, нахожусь в поиске. Но есть режиссер, сотрудничество с которым меня тоже вполне удовлетворяет, это греческий режиссер Георг Папавазилео (Georg Papavasileo). Он дает мне достаточную степень свободы. Это важно, и это мне нравится.
Петер Зер – немецкий режиссер. Обладатель Премии Немецкой киноакадемии в номинации «Лучший режиссёр», Bavarian Film Awards for Best Director