РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 23 мая 2018 в 13:28
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«А ты слышишь шепот Господа в своем сердце?»: рецензия на спектакль «Пьяные» Андрея Могучего

© Фото из открытых источников
21 и 22 мая на сцене Театра драмы в рамках фестиваля «Золотая маска в Екатеринбурге» прошел спектакль «Пьяные» режиссера Андрея Могучего, ставший хитом петербургского БДТ им. Г.А. Товстоногова.
В 2016 году постановка была удостоена премии «Золотая маска» в номинации "Лучшая режиссерская работа". Спектакль по пьесе современного драматурга Ивана Вырыпаева – это история о поиске истины, о свободе и любви. О том, что каждый может изменить свою жизнь. На протяжении всей пьесы герои пытаются удержать равновесие, но падают, сбивают друг друга с ног, пытаются подняться и снова установить баланс, найти точку опоры. Все это выглядит как огромная аллегория на жизнь современного человека, возвращающегося к простым и вечным истинам в поисках смысла жизни.
«Пьяные» - это о состоянии человека. Увидев пьяного человека на улице, мы как люди воспитанные, скорее всего, не покажем вида, но где-то внутри по привычке не одобрим это поведение.

Действие первое.

Декорации – современные минималистичные. Наклонный помост, застеленный серыми матами. Металлические конструкции, похожие на строительные леса, по периметру. Бегущая строка над сценой. Перед началом – на экране кадры из иранского фильма.
Не зря, по рассказам самих актеров, на спектаклях люди часто демонстративно покидали свои места и уходили. Первые несколько минут пребываешь в шоке. Пытаешься привыкнуть к тому, как ведут себя актеры. Кажется, случайные люди случайно встретились и ведут пьяные разговоры, при этом безостановочно падают, еле стоят на ногах. Неужели так будет весь спектакль? И что все это значит?
Но в четырех картинах из уст этих мертвецки пьяных людей в бесконечном повторе раздаются фразы о смерти, о любви, о Боге и смысле. Чувство легкого возмущения быстро проходит. Так, в четвертой сцене пятеро молодых людей, типичных менеджеров, изрядно выпивших перед свадьбой одного из них, и девушка легкого поведения по очереди сознаются, что каждый «слышит шепот Господа в своем сердце». Фраза звучит рефреном с разными интонациями – так, что опьянение героев начинает восприниматься как условность или симптом того состояния, когда люди говорят то, что они на самом деле чувствуют, сняв социальные маски и отказавшись от обыденных шаблонов. Это симптом опьянения жизнью.
Только зритель погрузился в эту полумедитативную-полуироническую атмосферу, как уже закончилось первое действие.
Затравка спектакля сработала – в антракте в толпе у партера уже слышно: «А ты слышишь шепот Господа в своем сердце?»

Действие второе.

Герои из разных сцен первого акта начинают пересекаться, сталкиваться на улице.
Мысль, подхваченная в конце – о чувстве реальной жизни, развивается. Что есть жизнь, которой живут все, постоянно потребляя и ничего не отдавая взамен? Жизнь или сон? В сумбурных монологах героев то и дело утверждается: «жизнь есть любовь», «Бог есть любовь», «все есть любовь». При этом знакомые всем слова проповеди вырастают из грубой хлесткой речи пьяных, переплетаются с пошлыми и обыденными вещами. Здесь любовь к мороженному и любовь к Богу как будто равны. Слово пьяного звучит как божественное откровение. Буквально все это выглядит как провокация.
Последовательно в каждой сцене в сумбурном действии на зрительный зал обрушивается та или иная знакомая с детства истина. «Свобода в том, чтобы отдавать себя», - кричит пьяный директор кинофестиваля (Валерий Дегтярь), который недавно узнал, что должен умереть от рака.
«Все люди – тело Господа. Все мы равны. Неважно, плохой ты или хороший», - «вдалбливает» другу, а заодно и зрителю банкир Густав (Дмитрий Воробьев).
Особенное впечатление производит монолог Лоуренса (Василий Реутов). В предельно грубых, разве что не доходящих до мата словах он упрекает окружающих в смертном грехе – в унынии. Казалось бы, герои проповедуют вечные истины, но звучат они в этих ситуациях и в этой форме особенно актуально в контексте современности.
Почти в каждой сцене есть герои, которые наставляют и которые прозревают, обретают смысл. Судьба всех этих пьянствующих персонажей остается неизвестна, но ясно одно - зритель после их монологов вряд ли останется прежним.
На пресс-конференции перед спектаклем актер Анатолий Петров признался: «Эта пьеса - она сегодня, вчера и, может быть, завтра. Никто не знает, будет ли она иметь отклик через год, три, пять лет. Она очень современна». Спектакль полностью отвечает этой характеристике. Он ультрасовременный, что отразилось и в музыке, и в костюмах, и в речи героев, и, конечно, в сценографии.
Многие сцены спектакля вызвали искреннюю реакцию зала, потому что этому есть место в жизни. Как говорил Чехов, в жизни все смешано – глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным. В спектакле «Пьяные» это смешение мастерски продумано режиссером Андреем Могучим, так что зритель, без сомнения, не сможет упустить главного.
Фото: Стас Левшин для bdt.spb.ru
almaceramica
Главные новости
Новый мэр Челябинска готовит увольнения в администрации городаНадолго ли курс доллара по 100 рублейНеизвестные распространяют листовки об атаке на ЕкатеринбургОттепель не помешала строительству катка и ледового городка в ЕкатеринбургеЧто это за часть в Екатеринбурге, где вместо СВО служат министры и депутатыГлавный по капремонту призвал свердловчанок рожать маляров и сварщиков