Известная уральская активистка Евгения Чудновец обратилась в Центр по противодействию экстремизму с просьбой проверить на соответствие закону размещенные в Интернете клипы арт-группы Pussy Riot, героями которых стали сотрудники силовых структур. Ожидаемо буквально за несколько часов Чудновец стала новым антигероем интернет-СМИ и соцсетей: позицию человека, самого попавшего в колонию по делу о перепосте, поняли и приняли не все. О своих мотивах, предательстве в интервью ЕАН Чудновец пояснила, что ее целью было предотвратить использование сомнительного контента для «шитья дел».
- Евгения, что вас заставило обратиться в ЦПЭ?
- Эти клипы меня обеспокоили. Я сама была осуждена за репост ролика в Интернете и знаю, каково это - отвечать перед судом за другого человека.
Статья 282 УК РФ.
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. 1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. 1. Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»
Часто опасный контент из Сети не удаляют именно для того, чтобы с легкостью «сшить» дела за лайки и репосты.
То же, кстати, происходит и по ст. 228 — по наркотикам. Сайты с информацией о том, как купить то или иное запрещенное вещество, находятся в открытом доступе, а людей, которые распространяют «закладки» с этого сайта, студентов в основном, сажают.
Но вернемся к 282-й статье УК. Трактовать ее можно так широко, что легко запутаться и не увидеть признаки экстремизма в том или ином ролике. Поэтому я решила, что ролики Pussy Riot обязательно должны быть проанализированы специалистами из Центра «Э» на предмет наличия экстремизма.
- Что именно вас смутило в этих роликах?
- При просмотре роликов у меня возникло странное чувство. С детства я привыкла видеть полицию в хорошем свете, наверное, образ сложился, когда мне читали книжку про дядю Степу-милиционера. Позже, в том числе и в связи с моим арестом, отношение к полиции у меня менялось, но то, как Pussy Riot видят и представляют наших силовиков в своих клипах, меня шокировало.
Я увидела опасность клипов именно в том, что они находятся в Сети и собирают просмотры, а значит фанаты панк- группы не в безопасности: ведь в любой удобный момент для Центра «Э» клипы могут быть признаны экстремистскими и под удар попадут обычные пользователи Интернета.
- Скажите, а представители Pussy Riot с вами не связывались по этому поводу? Ждете от них ответной реакции?
- Я попыталась сама связаться с девочками и попросить их на время скрыть клипы с "Ютьюба". Но на мое сообщение никто не ответил. Пришлось действовать через Центр «Э».
Информацию о своих истинных целях я также попыталась передать через общего знакомого, но он так и не ответил.
- Многие считают, что вашей целью было вернуться в информационную повестку, вновь попытаться заняться политикой или активизировать общественную деятельность. Так ли это?
- Я занимаюсь общественной деятельностью. Защищаю людей от незаконного преследования и провокаций полиции. Также если мне попадается непотребный контент, в том числе и детский, я стараюсь повлиять на то, чтобы подобные видео в Сети не находились.
В политику сама не хочу (в прошлом году Чудновец пыталась принять участие в выборах губернатора Свердловской области, - прим. ЕАН), но поддерживаю женщин в политике - Собчак, Поклонскую.
- Когда вы обращались в ЦПЭ? Сопровождали ли вас юристы?
- Да, мы ходили в Центр «Э» вместе с адвокатом Сергеем Колосовским. Я позвала его для поддержки, так как точно знаю, что в подобных организациях нужно быть очень осторожной и следить за каждым своим словом.
Это было в конце июля. Мое обращение написано в достаточно едкой форме, я надеюсь, что вы увидите здесь иронию и подтекст.
Примечание:
Адвокат Колосовский также высказал свою позицию, призвав не спешить осуждать Евгению Чудновец за «стукачество».
«Когда Женя написала заявление по поводу роликов, в Сети начались крики на тему - еще одна продалась режЫму. На самом деле, сходив с ней в ЦПЭ, я еще раз убедился. что она совершенно определенно понимала, чего хочет, а именно - защитить людей от той ситуации, в которой была сама.
Что происходит сейчас - некто размещает ролик, как правило, веселый и ругательный, ибо народ такое любит. Сотрудники ЦПЭ, не трогая автора, садятся рядом в засаду и делают "палки" на лайках и репостах. Автора ролика при этом не трогают, ибо кто же режет корову, которая несет золотые яйца. Вот Женя и написала - проверьте и, если это, по вашему - подчеркиваю, по вашему мнению, - экстремизм - убирайте. Если не экстремизм - дайте справку, и пусть народ спокойно репостит.
Каждый бы так делал, прежде чем тыкать пальцем в кнопку "репост" - нелепых 282, глядишь, стало бы чуть поменьше. В данном конкретном случае экспертиза, скорее всего, покажет, что это не экстремизм, ибо там обсмеивают сотрудников МВД, а не ФСБ, а такие экспертизы проводят фээсбэшные лингвисты. Ну и, кроме того, кто же будет связываться с пуськами после недавнего решения ЕСПЧ?»