В российский минобр продолжают поступать жалобы от родителей выпускников, которые получили ноль баллов за творческую часть ЕГЭ по иностранному языку. С эссе, по мнению проверяющих, не справились сотни детей из всех уголков России, но многие считают такую оценку несправедливой.
Директор Высшей школы перевода МГУ Николай Гарбовский опубликовал в «Известиях» свое рассуждение о проблемах подготовки к ЕГЭ по иностранному языку, в котором в пример привел свердловских выпускников.
Он отмечает, что более 10 лет назад введение ЕГЭ изменило всю структуру изучения иностранных языков в школе.
«Системное обучение речевым навыкам на финальном этапе постепенно превратилось в натаскивание на тестовые задания. А это крайне ограничивает лингвистический кругозор школьников и сводит их компетенции к формальному использованию некоторого количества речевых моделей. В итоге мы видим, что происходит усреднение речевых навыков и, соответственно, многих когнитивных процессов в сознании молодых людей, подавляется их индивидуальность. Необходимость выхода за пределы заученных моделей нередко приводит к речевым неудачам», - объясняет эксперт.
Вторая причина нулевых баллов - субъективность оценки творческой составляющей ЕГЭ.
«Вполне объяснимое стремление дать экспертам, проверяющим компетенции выпускников, единые критерии для наиболее объективной оценки речевых навыков, вступает в противоречие с желанием дать детям возможность проявить их индивидуальность, - пишет Гарбовский. - Именно это противоречие и лежит в основе конфликта вокруг оценки результатов одного из творческих заданий по английскому языку — эссе. По свидетельству некоторых СМИ, большинство школьников Свердловской области, получивших ноль баллов, избрали для эссе тему "Ранний выбор карьеры — это залог успеха", но не использовали в каждом абзаце слово "успех", как того требовала комиссия».
Он отмечает, что попытка формализовать изложение темы, то есть заключить его в жесткие рамки, противоречит самому характеру жанра. Это и привело к конфликту.
По мнению ученого, оценка неизбежно будет страдать субъективностью, что противоречит самой концепции ЕГЭ. «Возникает вопрос, нужно ли такое задание в структуре ЕГЭ по иностранному языку», - рассуждает Гарбовский.
Напомним, сотни свердловских выпускников получили ноль баллов за эссе, которое являлось одной из частей ЕГЭ по английскому языку. Авторам работ объяснили, что они не раскрыли тему сочинения. Выпускники и их родители с такой оценкой не согласились, некоторым уже удалось оспорить результат.