Любые семь дней – это не только набор каких-то конкретных событий, но и определенная рефлексия, ощущения и настроения, впечатления от происходящего. На этой неделе были три темы, которые, на мой взгляд, совершенно невозможно оставить без внимания.
Власть Екатеринбурга: вперед, по граблям!
Самая громкая история недели – это, конечно, скандал с повышением зарплаты чиновников в Екатеринбурге. Сказано и написано об этом уже много, но подвести черту все равно нужно.
Мне кажется, мэру Высокинскому и депутатам городской думы очень повезло, что горожане не читают газет, не смотрят телевизор, не слушают радио, а в соцсетях старательно избегают политических тем. Потому, что, если бы читали, слушали, смотрели и не избегали – скандал был бы колоссальный. То есть он и так был до небес: включилась Москва, тема была в федеральном топе "Яндекса". Но было бы еще хуже.
А в целом репутация у новых городских властей уже ниже плинтуса. Поговорка «Они и елку-то на площади по-нормальному поставить не могут, на какое "Экспо" мы претендовали?!». Как можно было требовать себе повышения зарплат? За что? На каком основании? Непонятно. Информационная артподготовка к этой спецоперации шла две недели, и все это время грамотные люди говорили: «Не нужно этого делать, это ошибка, сделайте что-то внятное для города – и тогда повышайте». Нет, не послушали.
В результате – стыдобушка. Окрик из Москвы – и от повышения отказались. Буквально в считанные часы. И весь следующий день так же яростно и аргументированно, как раньше, агитировали нас за обоснованность новых зарплат, объясняли, почему это вредно и несвоевременно. Молодцы, что тут сказать.
Тех ли людей мы избрали 9 сентября? Сомнений все больше. Но ведь избрали же. А значит – винить стоит только себя.
Вторая молодость Росселя
Эдуард Россель буквально на полдня стал кумиром свердловских политических журналистов. В Совете Федерации он вновь, спустя четверть века, заговорил о бюджетном неравноправии регионов.
Эдуарду Эргартовичу уже девятый десяток, он давно стал скучен, предсказуем и донельзя лоялен Кремлю и актуальному курсу партии и правительства. Но иногда вдруг даже его прорывает. Хотя сказал-то всего ничего: что Татарстан получает от Москвы денег больше, чем весь Большой Урал вместе взятый, а назад, федералам, в виде налогов и прочих податей отдает меньше, чем соседние области. Вот эка невидаль!
Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что где-то в глубине души, где-то очень глубоко, Россель до сих пор имеет что сказать нынешней федеральной власти. А в день провозглашения Уральской республики, возможно, тихонько, сидя у камина, напевает гимн «Преображения Урала».
Но прорывает его, увы, крайне редко. А ведь помните, каким он парнем был? Когда глава президентской администрации пытался возражать против первых прямых выборов губернатора Свердловской области, Россель ему просто посоветовал не лезть не в свои дела и как танк поехал к своей будущей победе. А когда Путин делегировал нам своего первого полпреда, губернатор посетовал, что присылают людей, которые «в жизни тремя курицами не руководили», и не поехал встречать его в аэропорт.
Как здорово, что в нашей политической истории все это было. Как жаль, что нет сейчас. Как хочется верить, что еще будет. Ведь мы же федерация равноправных регионов, правда?
Мусорная реформа: что-то пошло не так, но мы все оплатим
Мусорной реформы не будет. Если будет – то не с 1 января и не такая, какую нам обещали. Такой вывод можно сделать из событий уходящей недели.
С этой историей много интересного. Помните, как все боялись реформы пенсионной? Каждый по-своему и по своим причинам. Граждане – что не доживут до пенсии, чиновники – что граждане выйдут на улицу. В итоге все прошло гладко: на улицу вышли, но ничего не подожгли и не побили, и реформа проскочила мирно. А все почему? Потому, что Путин ее публично поддержал.
С мусором сложнее. Для Путина это совсем мелкая история, он о ней, скорее всего, просто не знает. У него Трамп, санкции и Порошенко. Медведев как умный человек – знает, но не включается, иначе будет только хуже. В результате крайними остаются губернаторы и, что самое смешное, мэры. Смешно потому, что у мэров мусорную тему и «мусорные» деньги отобрали и отдали губернаторам. Мэры в шоке: во-первых, они знают цену организационным способностям большинства губернаторов, во-вторых, совершенно справедливо считают, что, если с реформой что-то пойдет не так – бить граждане придут их, а не глав регионов или московских чиновников. Не случайно ведь умный мэр Нижнего Тагила Пинаев на совещании с коллегами показывал им как страшное напоминание видео с тумаками от жителей, которые получил мэр Волоколамска.
Результат – скорее всего, реформу подкорректируют. Сертифицированных полигонов в Свердловской области практически нет. А значит, главный смысл изменений пропадает. Помните, нам говорили, что брать по 600 рублей с квартиры будут «за экологию», за то, что мусор перестанут сваливать где попало? Если Москва прислушается к губернаторам, а это очень-очень вероятно, еще 4 года практика «где попало» продолжится. То есть все останется по-старому. Точнее, не все. Ведь платить по-новому с 1 января мы все равно начнем. С наступающим!