2018 год завершен. Мне кажется, что это были самые насыщенные событиями 12 месяцев для Свердловской области за последние годы. Могу ошибаться, просто ощущения. Давайте вспомним, как это было.
Путин в Свердловской области
Путина в жизни Среднего Урала в 2018 году было, как и в любое другое время, очень много. Скорее, даже больше, чем обычно. Сначала мы ждали его как кандидата в президенты – и Путин приехал буквально за пару недель до выборов. Уже немного выжатый, ничего прорывного во время визита в Нижний Тагил и Екатеринбург он не сказал, но для местных элит это было важно: «Приехал! Не забыл!»
Свердловская область президента отблагодарила в день голосования. 75% - результат, конечно, не чеченский, но впечатляет. Отличился даже традиционно скептически настроенный по отношению к Кремлю Екатеринбург.
Потом Путина на Урале ждали еще дважды: просто по инерции – на «Иннопром» и более серьезно – на Царские дни. До последнего момента была жива информация о том, что он прилетит на 100-летие расстрела последних Романовых вместе с патриархом и останки Николая и его близких будут признаны официально. Но что-то не сложилось.
Екатеринбург без телебашни
В конце марта, сразу после выборов президента, прекратил свое существование самый знаменитый долгострой Урала, если не всей России. Кто-то называл его недостроенной телебашней, кто-то – просто бетонной трубой.
Екатеринбург – вольный город, и ни один строительный проект в центре города у нас не проходит без общественных дискуссий. Недовольных, как правило, всегда больше, чем довольных. Поэтому на каком-то этапе подготовки к подрыву недострой даже превратился в символ города. Стало казаться, что чуть ли не каждый второй на эту башню когда-то зачем-то забирался и испытывает в связи с этим ностальгически нежные чувства. Властям активно предлагали сохранить строение, модернизировав его во что-нибудь красивое и креативное. Скидываться на реализацию предложений никто, разумеется, готов не был, и 27 марта монстр был взорван.
Кстати, к концу дискуссии все настолько устали, что сама спецоперация прошла на вполне позитивных эмоциях и стала крупнейшим общегородским шоу в истории Екатеринбурга.
«Я устал, я ухожу»
Екатеринбург потерял Ройзмана. Политик добровольно покинул должность главы города менее чем за полгода до выборов в городскую думу. Событие для страны, в которой принято стремиться занимать руководящий пост как минимум до пенсии, а лучше до самой смерти, – событие беспрецедентное.
По версии самого Евгения Вадимовича и его многочисленных сторонников, он ушел в знак протеста против отмены прямых выборов главы города, в которых несомненно бы победил. Чуть менее многочисленные оппоненты уверяли, что переизбраться ему никто бы не позволил, и, предвидя это, он красиво ушел, чтобы не потерять лицо.
Удивительно, но про самого известного горожанина Екатеринбург быстро забыл. Нет, Ройзман не пропал, но из повестки, со всеми вытекающими последствиями, выпал. В конце года он открыл общественную приемную, став соседом ЕАН, и в первые приемные дни людей к нему приходило очень много. Но уже через месяц поубавилось. Сейчас ходят единицы.
Ройзман – гений пиара и не пропадет, я уверен. 2019 год с большой долей вероятности станет его годом. Но для этого политику нужно что-то срочно придумать. А мы с надеждой подождем. Ведь политический Екатеринбург без него – это неправильно.
Екатеринбург «взяли» иностранцы
Мы очень гордимся нашей открытостью миру, прекрасным аэропортом, кучей консульств и любим принимать иностранных гостей. Но скажем честно, иностранцы к нам заглядывают нечасто. Точнее, не так часто, как хотелось бы. Поэтому то, что творилось в Екатеринбурге в дни Чемпионата мира по футболу, впечатляло.
Многие до сих пор говорят: «ЧМ для Екатеринбурга – это событие не года, а как минимум десятилетия». Хотя играли у нас мексиканцы да сенегальцы, а не немцы и бразильцы, но карнавала все равно хватило. Радовались гостям не только те, кто отпуска проводит на 6 сотках и сроду дальше челябинских озер не выезжали, но и завсегдатаи стран дальнего зарубежья.
Увы, мы не получили ни четвертьфинала, о котором сначала говорили, ни даже одной восьмой. И в наследство нам остался стадион, с которым не очень понятно, что делать. И район Дворца молодежи после приготовлений к ЧМ выглядит страшновато. Но зато у нас был праздник.
Цаааря, цаааря!
От Царских дней, на которые приехал патриарх Кирилл и все члены Священного синода, ждали чего-то иного. Менее праздничного и более скучного, при этом едва ли не с большим числом приезжих, чем в дни мундиаля.
Отчасти оправдалось. Когда чиновники завершили все постпраздничные подсчеты, подтвердилось: православных гостей было больше, чем футбольных. При этом, вопреки опасениям, паломники центр города не загадили, парки не вытоптали и светским горожанам если и мешали, то не критично. А многотысячный Крестный ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы традиционно провели ночью, и обычной ругани автолюбителей в соцсетях почти не было.
Царскими днями такое необычное праздничное лето с мексиканским пивным карнавалом и суровыми православными гостями и завершилось. «Иннопром» каких-то особенно ярких впечатлений ни у кого не оставил.
«Автомобиль» - главная спортивная сенсация года
«Автомобилист» - лидер регулярки КХЛ. Вчера эта была сенсация. Сегодня – просто очередной факт из спортивной сводки. Однако важно, что сами «шоферы», кажется, научились с этой данностью жить.
Хлесткая пощечина от «Барыса» два месяца назад подкосила екатеринбуржцев. Лишившись восемнадцатиматчевой победной серии, команда Андрея Мартемьянова позволила себе упасть в пике и дать ближайшим соперникам шанс нагнать себя. На горизонте тут же замаячили «Ак Барс» и «Авангард» - признанные гранды Востока.
По забавному стечению обстоятельств, в прежний вид «шоферы» вернулись аккурат к матчу с обидчиками из Астаны. Семь шайб в ворота «Барыса» и с тех пор – лишь одно обидное поражение. Да и то - от действующих чемпионов.
Каким способом Мартемьянов приучил команду жить и играть в новом для себя статусе? Скорее всего, тренер просто отучил парней заглядывать в турнирную таблицу.
Но нам, болельщикам, незачем лишать себя такой радости. То, что «Автомобилист» второй год подряд встречает январь лидером Востока, - лишний повод для радости в этот Новый год. Наш вратарь – лучший в КХЛ по отраженным броскам. Наш капитан – лучший форвард регулярки. Наша команда готовится влететь в плей-офф в статусе одного из фаворитов. Наконец, наша арена ломится до отказа даже на матчах против самых захудалых соперников.
Не этого ли мы так давно ждали? Третья столица наконец стала домом для нового, самобытного и яркого топ-клуба. А история про гадкого утенка, взлетевшего из грязи в князи за каких-то два сезона, - еще одна красивая сказка, которую так приятно будет пересказать, сидя за новогодним столом. Наша сказка.
«Город» пал
2018-й – это год большой политики, хотя именно о ней писать за два дня до милого и самого семейного праздника особого желания нет. Но и не писать нельзя.
В политтусовке то, чего мы лишились, называли по-разному: «мэрия», «город», «Серый дом». Команда, которая в разных персональных ипостасях бессменно руководила Екатеринбургом последнюю четверть века. Сначала – под началом Аркадия Чернецкого, потом – Владимира Тунгусова.
При этих людях Екатеринбург стал тем, чем он стал. Торговым, светским и культурно-спортивным центром. Намеренно не говорю «они сделали Екатеринбург таким», конечно, чиновники решают не все. Но нельзя не признать, их заслуга в том, что мы - именно Екатеринбург, а не Челябинск или Пермь, к примеру. Без обид, Пермь и Челябинск.
Претензий к «серым» тоже немало: мы так и остались глубокой провинцией, за все годы не продавили в Москве каких-то серьезных денег, не достроили метро, и до сих пор Екатеринбург – это жуткий «Грязьбург».
Политическая битва за контроль над городом началась сразу после мартовских выборов президента и закончилась поражением руководства города. Хотя казалось, что оно вечно. После победы на сентябрьских выборах в городскую думу церемониться победители не стали и зачистили всех, сегодня городом руководит новая команда. Подводить итоги ее работы будем в декабре будущего года: даже первые «100 дней» нового мэра Александра Высокинского еще впереди, они выпадают как раз на предстоящие новогодние каникулы. Так что дадим товарищам год на обкатку своих идей, ведь их немало. По крайней мере, на словах.
Пенсионная и мусорная реформы
Под шумок ЧМ власти наконец-то реализовали давно задуманное и продавили пенсионную реформу. Теперь работать всем нам придется дольше, и до получения выходного пособия от государства доживут не все.
Завершается год на другой минорной ноте. С 1 января мы будем платить за вывоз мусора в 10 раз больше, по 140 с чем-то рублей с человека. Пересчитывая на семью из четырех человек – почти 500 рублей. При этом никаких новых услуг нам предоставлено не будет: сортировка мусора и мусороперерабатывающие заводы – это когда-нибудь потом, в будущем. Но платить по новым правилам начнем уже сейчас.
Главные страхи власти – это массовые протесты. Особенно «ждали» этого от реформы пенсионной системы, но не сбылось. Да, порядка 90% по опросам даже «ручных» социологов были против, да, немного помитинговали. Но совсем немного. А с мусором, скорее всего, будет еще проще: выборов в наступающем году у нас нет, а без политического подогрева народ на улицы у нас не выходит. Здесь вам-нам не Париж.
«Экспо» не будет. Опять
Кстати, о Париже. Вот кто молодец - это французы. Они первыми, вовремя и с минимальными потерями соскочили с гонки за «Экспо-2025». Помните, это такая всемирная выставка, за которую Екатеринбург с завидным постоянством бесполезно бьется?
В итоге мы опять проиграли. В прошлый раз – Дубаю, теперь – Осаке. Ничего удивительного вроде бы нет. Всем ведь понятно, что не можем мы объективно тягаться с большими экономиками. Не потому, что дураки. Потому, что бедные. В финансовом смысле, не в интеллектуальном.
«Экспо»-тема - один из самых интересных итогов года. Тема, которой буквально жили элиты и которой вообще не жили рядовые горожане. Наверху искренне считали, что это – прорывная история для города, что если мы ее получим – мы вновь станем реальной третьей столицей России. А внизу об этой мудрой задумке так и не знали, искренне недоумевая, зачем нам еще какое-то «Экспо», если у нас уже есть выставочный центр «Екатеринбург-Экспо»?
В общем, как обычно: верхи не могут, низы не хотят. Ну ничего, впереди – «Экспо-2030». Авось, еще пободаемся
Заветам Гаффнера верны
Ближе к концу года по всей стране заговорили чиновники. Не как обычно, скучно и уныло, банальностями и штампами, а ярко, хлестко, если угодно – по-гаффнеровски. Помните, пару лет назад наш свердловский депутат Илья Гаффнер прославился на всю страну советом «меньше питаться» тем, кому не хватает денег на продукты? Несчастного буквально распнули и, кажется, даже хотели исключить из какой-то там партии, но в итоге все обошлось, и он снова стал депутатом.
2018-й год – это настоящий год Гаффнеров. Госслужащие и депутаты из разных регионов советовали малоимущим полностью переходить на макароны, сажать огороды с овощами, а ипотечникам - отдавать детей на передержку в приюты, если платить кредит становится невозможно, и так далее. Было десятка полтора «умных» советов, всех уже и не упомнишь.
Мы, свердловчане, в стороне не остались. Директор областного департамента по молодежной политике Ольга Глацких посетовала на то, что молодежь напрасно предъявляет слишком много требований к государству, ведь на самом деле никто не просил родителей их рожать. Был жуткий скандал, девушку выставили из состава политсовета «Единой России» и отстранили от работы. После долгих раздумий губернатор Евгений Куйвашев заявил, что прощает чиновницу, объявляет ей выговор и оставляет на госслужбе. Сама Глацких, подумав еще пару недель предложение отклонила и подала в отставку.
Есть красивая версия о том, что все эти скандальные высказывания власть имущих – хитрая спецоперация высоколобых политтехнологов из администрации президента, эдакий санкционированный выпуск пара народного недовольства в сторону мелких региональных клерков, которыми не жаль пожертвовать. Показательная аппаратная казнь – и все довольны.
Честно говоря, верится в нее не очень. Скорее, просто у не самых умных чиновников на языке то, что у реальной, большой власти на уме. А главный тезис понятен: «Денег у государства все меньше, и вы как-нибудь там держитесь. Самостоятельно».
Кольцово? Нет, Демидов!
Самая смешная и безобидная история года. Аэропорт Кольцово отныне будет называться Аэропорт Кольцово имени Демидова. Так решили свердловчане.
Точнее, решили москвичи. Идея кампании по переименованию воздушных гаваней в 45 городах пришла в голову неизвестному политтехнологу, близкому к администрации президента. Цель – отвлечь внимания общества от растущих цен и тарифов, канализируя злость и гнев в обсуждение очередной пустышки.
В принципе, здраво. Власть периодически вкидывает такие темы в повестку, чтобы сегментировать общественное недовольство, направляя его по разным «трубам». Вот только в итоге не получается. Да, споров вокруг переименования того же Кольцово было немало. Да, соцсети бурлили, и СМИ постоянно об этом писали.
Но, как показывают данные соцопросов, реально эта тема заинтересовала не более 5% свердловчан. Те самые 5%, которые бурлили и обсуждали происходящее в Facebook. Остальные наживку не проглотили. Двое из трех свердловчан о происходящем даже не знали. А больше 80% и вовсе выступали против любых идей с переименованием или «донаименованием».
Но в итоге мнение большинства, как обычно, никого не заинтересовало, и у нас будет Кольцово имени Демидова. Ну и бог с ним. Нам ведь важнее, чтобы у нас просто был самый лучший аэропорт в России, не правда ли? А что кто-то там провел какую-то пустую пиар—кампанию и что-то на этом украл – ну и бог с ними. Кто-то разве удивился? Обычная история.
На самом деле событий было еще очень много. Москва «снесла» бессмертного директора нашего цирка Марчевского, ради стройки второго зала филармонии власти готовятся снести жилой дом в центре города, завершилось «дело Савиновских», а еще было дело «очкарика» и страшное убийство подростками инвалида в Березовском. Всего уже и не упомнишь.
Как говорится, пусть все плохое останется в прошлом. С Новым годом!