В Ленинском районном суде Екатеринбурга состоялся первый процесс по иску о защите чести и достоинства бывшего сотрудника ОБЭП Олега Тимофеева к бизнесмену Сергею Капчуку.
Параллельно с Капчуком ответчиками в процессе выступили представители двух крупнейших изданий Свердловской области. Тимофеев утверждает, что по возвращении на родину Капчук, через интервью в местных СМИ, опорочил его доброе имя, дабы создать вокруг себя ореол мученика, пострадавшего от совместных действий мафии и милиции.
Экс-силовик указал, что в мае прошлого года на страницах названных им изданий появились интервью, в которых Капчук обвинил его в фабрикации уголовного дела по заказу представителей ОПС «Уралмаш». Помимо этого, Тимофеева возмутили обвинения в «похищении некоей собственности» (по всей видимости, речь шла о захвате завода в Верхней Салде).
За публикацию и распространение этих сведений полковник требует взыскать с Капчука и журналистов сумму, в общей сложности превышающую 1,5 млн рублей, в качестве компенсации морального вреда.
На заслушивание аргументов истца ушло три с половиной часа. При помощи специальной литературы Тимофеев провел анализ публикаций и попытался убедить суд в том, что сведения, распространяемые Капчуком, можно идентифицировать как порочащие честь и достоинство.
На то, чтобы провести соответствующую лингвистическую экспертизу, у экс-силовика, по его словам, попросту не хватило денег. Более того, Тимофеев добавил, что один из потенциальных работодателей отказал ему в приеме на работу, обнаружив в Интернете статьи с упоминанием его имени в контексте сотрудничества с ОПГ. Сейчас полковник живет на пенсию.
Тимофеев рассказал, что еще летом подал в правоохранительные органы заявление о клевете. Сейчас силовики проводят соответствующие доследственные действия.
Аргументы ответчиков будут заслушаны на следующем судебном заседании 14 февраля.
Впрочем, уже сейчас можно предположить, что представители СМИ могут успешно выстроить линию защиты вокруг казуистических и лингвистических тонкостей (указанные публикации готовили опытные, профессиональные журналисты, а все факты в них приводятся только со слов спикера Капчука).
Сам бизнесмен обосновывает свои высказывания, ссылаясь на уголовное дело десятилетней давности в отношении Тимофеева, прекращенное то ли по истечению срока давности, то ли по отсутствию состава преступления (доводы сторон разошлись).
По завершении заседания ЕАН удалось пообщаться с самим Олегом Тимофеевым.
«Рано результаты оценивать, суд еще идет. Как истец могу сказать: по моему мнению, господин Капчук поступил абсолютно бессовестно. Но это ему простительно, поскольку он всегда такой был, видимо. Вообще не понимаю, почему вокруг него такой ажиотаж! Кто такой Капчук? Чего доброго или полезного он сделал за почти 50 лет своей жизни?» - начал Тимофеев.
Лучше всяких комментариев, отметил полковник, за него могут сказать его стихи.
Тот не предатель ли, кто отобрав по-хамски
У Родины кусок скупого пирога,
Осел на берегах британских
И клял свою страну, как худшего врага?
Тот не предатель ли, кто кары убоявшись,
За грех свершенный спрыгнул за кордон?
И там 15 лет бесславно проболтавшись,
Вдруг пригодился, словно штопанный "кондом".
Ответа нет, зачем он все же нужен
Оплеванной когда-то им стране?
Предавший дважды – с честью вряд ли дружен.
Зачем он здесь: ему, тебе иль мне?
Когда во власти все давно прогнило
А честный люд, макаемый в дерьмо,
Боится сбросить ненавистное ярмо,
Всплывает на поверхность мира
Давно забытое, вонючее г...о".
На вопрос о том, чем обусловлена столь высокая сумма иска к журналистам, Тимофеев ответил, что уже сталкивался с этими изданиями в суде, когда те уже пытались его опорочить, ссылаясь на заявления Владислава Костарева (СМИ называют его руководителем финансового блока ОПС «Уралмаш»).
«И с Пановой (Аксана Панова – главный редактор Znak.com, - прим. ЕАН) я лично встречался, и с Ура.ру. Они это все уже проходили. Панова тогда извинялась, ведь Костарев ее кинул, отнекивался от нее. Заявил, что ничего такого он ей не говорил. Я тогда ее пожалел, денег не попросил, снял требования. Сказал: "Поставь опровержение, разойдемся, всяко бывает, журналисты же!" И вот теперь она повторяет то же самое. Это злоупотребление правами журналистов», - считает Тимофеев.
Тем не менее полковник уверен, что эти публикации – вовсе не спланированная атака против него самого, ведь теперь он простой пенсионер.
«Все это – позиция Капчука, который за счет того, чтобы полить грязью конкретного правоохранителя, думает осуществлять свою защиту по уголовному делу. На мой взгляд, он пытается создать общественное мнение о том, что он – жертва правоохранительных органов», - отметил Тимофеев.
Экс-силовик также пролил свет на некоторые подробности дела двадцатилетней давности, результаты которого и вынудили Капчука скрыться за границей.
«Он никогда собственником салдинского завода не был. У него ничего не отбирали. Он был арбитражником, а в то время, когда он им был, люди с завода у правительства Свердловской области стояли с плакатами. Им жрать нечего было, потому что это было градообразующее предприятие. Вот так он им управлял», - рассказал Тимофеев.
Мотивы возвращения беглых бизнесменов с туманного Альбиона обратно в Россию полковника тоже смущают.
«Зачем его сюда возвращают – мне вообще непонятно. Ну ладно, если посадят. А если не посадят? Не понимаю этой программы. У нас что, современных жуликов мало, мы еще из девяностых будем сюда их тащить? Странная какая-то позиция», - подытожил Тимофеев.
Напомним, год назад в ходе президентской кампании в России бизнес-омбудсмен Борис Титов встретился с покинувшими Россию предпринимателями в Лондоне, в их числе был и Капчук. Список с их именами был передан президенту Владимиру Путину.
Предполагалось, что возбужденные против членов «списка Титова» уголовные дела будут пересмотрены, а сами беглые коммерсанты вернутся в Россию. Сергей Капчук стал едва ли не первым возвращенцем по этому списку.
ЕАН проследит за развитием событий.