Слух о скором отъезде губернатора Куйвашева в Москву гуляет уже давно, сезонно обостряясь весной и осенью. Казалось бы, после проигранного «Экспо» уже можно перестать беспокоиться и начать жить без всяческих конспирологий, шапочек из фольги и прочих чудачеств - но нет. Слух оказался живуч и даже системообразующ для всех домов Свердловской власти.
Теория игр, помогающая математически анализировать возможные ходы противника и создающая древо принятия решений, предполагает, что в игре - предельно рациональные люди и действуют соответствующе.
Скажу вам по секрету, теория игр в Свердловской области не работает. Ну какие здесь возможны рациональные решения, когда мэрия на планерках раскидывает карты Таро, а областное правительство по своим каналам пытается узнать, точно ли выпали карты «Император», «Фортуна» и «Тройка кубков»? Вдруг на самолет опоздаем.
Старый новый слух отправляет губернатора на повышение к лету. Аргументация все та же. Борьба федеральных кланов в преддверии транзита власти, необходимость усиления Собянина-Сечина за счет расстановки своих людей, кадровые изменения в правительстве Москвы и, внимание, новинка: «В Москве же выборы!» При этом ответа на вопрос, как именно Евгений Куйвашев связан с выборами в Мосгордуму, не предполагается. «Это же Москва! Что тут непонятного?»
Ну ок, будем считать, что губернатор пакует чемоданы (на самом деле нет) и освобождает свое кресло. Кто займет его место? Карты говорят, что кто-то с залысинами, большой и властный.
Валерий Чайников? Нет, не он. Может быть, Алексей Орлов? Вряд ли захочет. Ну не Сергей Бидонько точно. К лету он и полысеть не успеет, а скорее поседеет с такой работой.
Кто еще? Может, Николай Цуканов? А вот это интересный вариант.
Стоит рассмотреть его внимательней. Кто он такой, новый полпред в УрФО и будущий губернатор Свердловской области?
Николай Николаевич приземлился в Екатеринбург из Кремля, с высокой должности помощника президента РФ по вопросам местного самоуправления. И сразу же приступил к своей избирательной кампании в масштабах УрФО. Поначалу агитировал и отстраивал элиты, поотвыкшие от жесткой руки со времен Холманских. Помогал в борьбе с Тунгусовым, давал три дня челябинскому губернатору на уборку мусора, организовывал досрочные выборы губернатора Курганской области, неутомимо объезжал города и веси регионов, внедряя свои порядки.
Провел огромное количество встреч – себя показать, других посмотреть. С журналистами и политтехнологами/политологами (генерация и доставка смыслов), олигархами (производство и потребление ресурсов), губернаторами и руководителями партий (внедрение ресурсов и смыслов), силовиками и прочими небесполезными группами.
Элиты вздрогнули, но подчинились законам новой космогонии и прогнулись под мощными гравитационными силами. Центр тяжести ощутимо сместился из администраций губернаторов в Екатеринбург, в желтый дворец на Добролюбова, 11. Планеты регионов изменили свои траектории (или сделали вид) и начали вращение вокруг новой звезды.
Особый интерес у полпреда вызвала Свердловская область. Что логично. Где сидишь, там и стул теплый. Ну и конечно - видишь больше, слышишь лучше, люди понятней.
Так уж сложилось, что свердловским властям вечно везет меньше остальных. Пойди проверь, что там, к примеру, в Салехарде происходит… Тем более что в нефтегазовый север особо свой нос не посуешь. Там свои власти, свои порядки, свои деньгопотоки и свои газовые гиганты.
А здесь - все как на ладони. Можно отчитать мэра за плохо почищенные дороги. Когда ты ездишь по ним ежедневно - это нормально. Можно велеть восстановить похеренную 024 маршрутку, уверен, в надежде, чтоб никогда на ней не пришлось ездить самому. Ну или весело потроллить ФСО просьбами передать за проезд.
Отругать власти за дорогие тарифы мусорной реформы и слабую информационную работу с населением – то, что уже делает большая часть жителей региона, только гораздо жестче и с матом. Следить за экологией в Нижнем Тагиле, где с воздухом можно не только разговаривать, но и выпивать и даже чокаться.
А еще тут можно предлагать помощь в решении инфраструктурных проблем, проводить заседания, посвященные социально-экономическому развитию Свердловской области, понимая, что от третьей ноги, как и от пятого колеса, приличные люди никогда не откажутся.
Вам может быть смешно, а по-моему – очень круто.
Цуканов мне почему-то сильно напоминает Хрущева. Со своей непосредственностью, жизнелюбием, показной простоватостью. Даже внешне есть сходство. А при Хрущеве, если что, человек в космос полетел.
Говорят, что Цуканов - очень сложный человек, крайне эмоциональный, взрывной. С ним тяжело работать. Калининградские журналисты в его бытность губернатором самого западного региона сбились со счета в количестве отставок всех мастей - министров, замов, руководителей, прочих, - досчитали до 80.
Говорят даже, что этот очень жесткий руководитель буквально руками мог выбить нужный результат из нерадивых глав. Занятия боксом не прошли даром. Бокс в помощь, как говорится.
Ему много раз предрекали отставку. Он много раз давал поводы сам: то странными высказываниями и оговорками, то войной с мэром Калининграда, то борьбой с нелояльными бизнесменам или враждебными элитами, то преференциями ближайшему кругу. Но он проходил выборы снова и снова: выбирался в главы (самовыдвиженцем), депутаты, губернаторы, возглавлял списки кандидатов на всех уровнях, от района до Госдумы, и ни разу не проиграл. И никогда не боялся выходить к народу, даже если народ был настроен сильно против. А это дорогого стоит.
Любопытный факт – его родной брат и сват участвовали в выборах в его родном Гусевском районе Калининградской области вот только что, осенью 2018 года. Свату отказали в регистрации, брат проиграл. И никто ни во что не вмешивался. Все по-честному.
Говорят, общение с людьми - это и его конек, и большой страх. Массовые протесты против его предшественника – губернатора Бооса - в 2010 стоили тому карьеры, но привели к губернаторству Цуканова и очень сильно повлияли на его мировоззрение.
Одни утверждают, что он на дух не переносит протестных настроений и готов выжигать их каленым железом (что массовые разгоны митингующих против пенсионной реформы в день выборов в Екатеринбурге – это его требование), другие предполагают, что он прекрасно понял силу общественного мнения, механизмы его работы и все связанные с ним риски и профиты.
Не знаю, какой расклад был на картах молодого сварщика Коли Цуканова, но буквально за год с момента назначения полпредом в ключевой для наших властей Северо-Западный Федеральный округ он стал одним из самых влиятельных людей Санкт-Петербурга. В топ-30, по версии Фонтанки, он встал сразу за Геннадием Тимченко, опередив Аркадия Ротенберга и митрополита Варсонофия.
При этом бился за должность начальника штаба президентских выборов с питерской глыбой – ректором Горного института (в котором защищал диссертацию Владимир Путин) Владимиром Литвиненко, завсегдашним начальником штаба президента и долларовым миллиардером, между прочим.
Потом - перевод в Кремль, включение во всякие американские списки врагов, членство в Совете безопасности страны, ордена, другие плюшки и уже после всего Свердловская область. Екатеринбург.
Сослали? А вот не факт. По крайней мере, десяток экспертов, с кем я общался, так не думают. Но и на вопрос, чей он, тоже однозначного ответа не дают.
Одни говорят - лобби РПЦ, вторые называют влиятельных силовиков, другие - что это самостоятельная игра президента в противовес другим группам влияния, чтоб приглядывал. Четвертые – все вместе взятое.
Правда всегда где-то посередине. И правда в том, что неуемный Цуканов реально может стать губернатором Свердловской области. Если захочет. Если так карта ляжет.
С одной стороны, эмоциональным, взрывным, искренним, настоящим, выходящим к людям. С другой - продуманным, хитрым, с тройным дном, корыстным и коварным. Ни разу не технократом, а наоборот. Как дедушка Россель. Помните? Скучаете? То-то.