РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTube
[18+]
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 17:33

Интернет-эксперты: «Суверенный российский Интернет - это история про распил 20 миллиардов»

Госдума в первом чтении приняла законопроект «О безопасности функционирования сети Интернет на территории Российской Федерации». Авторы инициативы и их сторонники говорят, что новые правила игры необходимы для защиты российского сегмента Всемирной сети от возможного отключения по инициативе стран Запада, противники - что это начало процесса по созданию тотальной цензуры по аналогии с Китаем. Эксперты уверяют: оба ответа не верны, а настоящая цель законопроекта - освоение бюджетных средств. Подробности – в интервью владельца уральского интернет-провайдера «Интерра» Виталия Листраткина.

- Законопроект «о суверенном Интернете» - что он меняет в работе провайдеров?

- Мое сугубо личное мнение, основанное на 20-летнем опыте работы в отрасли, - это история не про какой-то абстрактный интернет-суверенитет, а про деньги, и только про деньги. Как и закон Яровой (принятый в 2016 году закон, обязывающий провайдеров и операторов сотовой связи хранить весь объем переданной информации пользователей за полгода, — прим.ЕАН) в свое время, так и эта новация. Все это действия в пользу неких бенефициаров, которым необходимо заполнить их мощности, вероятно, речь идет о чьих-то DATA-центрах.

- Почему вы так считаете?

- Потому что нет необходимости и смысла совершать какие-то особые телодвижения, чтобы обеспечить автономную работу Интернета. У всех крупных операторов связи, да и у мелких тоже, работают свои собственные серверы DNS, и вся эта система замечательно функционирует и будет функционировать. Но только в том случае, если сайты, информационные системы хостятся в Российской Федерации. Возможно, таким образом он хотят согнать владельцев отечественных сайтов из зарубежного хостинга на отечественный, в отечественные DATA-центры. Если посмотреть, кто у нас является крупнейшим владельцем подобного хозяйства, - можно будет понять, кто на этом заработает.

- Что именно в законопроекте для вас указывает на эту цель?

- Мой взгляд зацепился за то, что вся эта штука должна работать при отключении внешнего трафика. Этакий «китайский вариант»: если, допустим, шнурок отключается, подача внешнего трафика исключается, и все главные информационные ресурсы начали действовать автономно в РФ. Но я не вижу инструментов для реализации этого.
Потому что отключение внешнего трафика в страну, а сейчас, я так подозреваю, сотни три офлинков (узлов связи внутреннего трафика с внешним, — прим. ЕАН) зарубежных есть, - это может означать одно: либо у нас наступила тотальная диктатура, пришел некий «Пиночет» и по китайской модели отрубил все шнурки в страну, кроме одного, либо второй вариант — ядерная война, после которой Интернет в принципе уже не потребуется.

- Да, но защитники законопроекта говорят, что сейчас российский Интернет контролируется западной компанией, на DNS-серверах которой происходит маршрутизация российского трафика, и достаточно ей отключить эти серверы, и Интернет в России перестанет существовать. И идея в том, чтобы создать собственную компанию для маршрутизации.

- Вот эти все DNS-серверы и все прочее — оно и так есть. Российский сегмент Интернета и так самодостаточен. Если вдруг, по мановению волшебной палочки, отключится внешний трафик, связь с внешними серверами, все внутренние ресурсы продолжат работать без изменений. Lenta.ru, Mail.ru, "ВКонтакте", ваш сайт — все это будет работать. Уже давно все сделано и придумано.

- Да, но в качестве примера приводят Иран и Сирию, где враги взяли и отключили Интернет…

- В Иране Интернет при этом как работал, так и работает, а в Сирии — так там его сейчас особо и использовать некому.
О чем я пытаюсь сказать: у операторов любого уровня стоят DNS-серверы, в России это примерно 5 тыс. операторов. Все вместе они образуют единый кластер. И даже если внешний трафик отключат — все будет работать. Опыт такой есть. К примеру, за 20 лет работы нашей компании такие эксперименты, к сожалению, были, что рвется внешний трафик — все сайты, которые стоят на хостинге компании, при этом работают и никаких проблем нет.

- Получается, для нашего Интернета новые правила в принципе ничего не меняют?

- Абсолютно ничего. Кстати, даже если они ставят целью перевод всех сайтов с иностранного хостинга на отечественный — то и это сложно будет отследить, есть масса способов обмануть, убедить, что сайт находится на отечественных серверах.

- Хорошо, а что касается технических средств контроля трафика, которые упоминаются в законопроекте?

- Такие средства есть — это СОРМ, и они давно уже стоят у всех. Причем там уже 7-е поколение этих средств стоит, поскольку эта система очень давно существует. В этой части также ничего не меняется.

- То есть законопроект ни на что не повлияет?

- Я думаю, что для операторов связи и для абонентов не будет ровным счетом никаких изменений. А в экономическом поле — придумают какой-нибудь проект, под который заведут бюджет 20 млрд, и эти деньги будут кем-то освоены. Этот проект не про Интернет — он про деньги, которые кто-то должен освоить.

Отметим, что схожей версии придерживается и другой известный интернет-эксперт Леонид Волков.

«Интернет развивается как распределенная сеть, устойчивая к отказу любого узла или любого относительно небольшого количества узлов. Это принципиальное, основополагающее его свойство. Любые попытки законодательным, технологическим, каким-либо иным способом ограничить количество маршрутов, по которым ходят данные, ограничить количество узлов сети, возможности для взаимодействия между узлами — противоречат природе Интернета, снижают надежность его работы, понижают отказоустойчивость. То, что устраивают в последние годы российские чиновники и депутаты, клишасы и роскомнадзоры — это, с точки зрения воздействия и последствий, в буквальном смысле ядерная бомбардировка и есть. И ничего, работает. И будет работать. Большая часть из адептов «суверенизации» действительно не понимают, как Интернет устроен, и базируют свои умозаключения на байках-страшилках, откровенном вранье и прочих неверных предпосылках. И лишь меньшая часть - просто негодяи, которые чуют возможность денег попилить. Но затевается все, конечно, негодяями для попила. В целом все будет хорошо, никакой суверенизации не будет, поддаваться панике и пугать друг друга несвежими страшилками не надо», - уверен Волков.
Из 14 депутатов-свердловчан проект поддержало уверенное большинство. Исключением стали "эсеры" и представители ЛДПР.
«Я не стал голосовать за законопроект, поскольку он содержит ряд положений, вызывающих сомнение в чистоплотности намерений его авторов. В частности - об обязательной установке всеми операторами неких технических средств контроля трафика, которые будут блокировать доступ к тем или иным сайтам. Во-первых, законопроект недоработан — нам говорят, что все неясности будут уточнены ко второму чтению, но так можно что угодно принять. Во-вторых, возникают опасения, что ряд положений преследует цель ограничения свобод — на Госдуме мы прямо авторов спросили: вы строите китайский файервол? Нам так и не ответили», - отмечает Дмитрий Ионин, отказавшийся поддерживать законопроект.
В ЛДПР придерживаются схожей позиции.
«Фракция проголосовала против закона о "суверенном Интернете" по ряду причин. Во-первых, законопроект ограничивает свободу информации. Во-вторых, в законопроекте не представлены предстоящие расходы. Во сколько обойдется бюджету оснащение всех операторов связи спецсредствами противодействия угрозам. В настоящий момент фигурируют цифры от 20 млрд рублей до 143 млрд. Представленный законопроект имеет недоработанный вид и больше ориентирован не на защиту Рунета, а на возможность блокировки информации или пользователя», - прокомментировал ЕАН парламентарий Игорь Торощин.
Игорь Чукреев.
Фото: Facebook.com Виталий Листраткин, pixabay.com
almaceramica