Прошедшая неделя отметилась высокой плотностью событий, касающихся и евразийской, и глобальной повестки в международных отношениях. О наиболее заметных из них - в еженедельном дайджесте ЕАН.
Россия, Турция и Иран провели трехстороннюю встречу на президентском уровне в Сочи и договорились о послевоенном устройстве Сирии. Основное внимание лидеры тройки уделили вопросам борьбы с терроризмом, государственного переустройства в Сирии посредством работы Конституционного комитета, в который войдут представители от правительственных и оппозиционных сил, а также гуманитарной помощи сирийским гражданам. Своеобразный итог встречи подвел иранский лидер Хасан Рухани, отвечая на вопросы прессы:
“Вы знаете, по мнению трёх стран, а также международного сообщества, вся территория Сирии должна находиться под единым контролем легитимного правительства Сирии: что Идлиб, что восточное побережье Евфрата”, - заявил Рухани.
Иранская сторона также приняла участие в подписании на министерском уровне трехстороннего меморандума между Россией, Казахстаном и Ираном. В Сочи также состоялись встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко. И риторика этих встреч разительно отличалась от взаимных тарифных претензий, которые были в центре внимания в конце прошлого года. По словам лидеров Союзного государства, встречи были необходимы для “сверки часов” и уточнения позиций по наболевшим вопросам, а таких в двусторонних отношениях хватает. На повестке тарифы на газ, налоговый маневр, льготы белорусской стороны, вызывающие нарекания у российских резидентов, и более локальные, но не менее важные споры, такие как противостояние Ростсельмаша и Гомсельмаша.
“Целью наших встреч в течение этих трёх дней как раз и было провести анализ того, что достигнуто, того, что не сделано, и того, что нужно бы сделать, посоветоваться с коллегами, причём из разных областей, из разных сфер деятельности: экономика, финансы, промышленность, гуманитарная сфера, спорт, культура и образование. Послушать их, как они видят сегодняшнее состояние дел и перспективу взаимодействия, а потом определиться вместе с Александром Григорьевичем, что считаем наиболее важным, перспективным и реализуемым в ближайшее время, в среднесрочной и более отдалённой перспективе”, - отметил Владимир Путин.
К слову, один из вопросов двусторонних отношений России и Белоруссии, вызвавший достаточное количество споров, наконец разрешился, и профессиональные футболисты из обеих стран получили взаимное право не считаться легионерами на национальных соревнованиях.
“Такие разговоры ходят давно, так что пока закон не примут и официально не признают, радоваться рано. Уже два-три года такие разговоры ходят. Конечно, благодарен Лукашенко и Путину за такое решение. Мы практически одна страна, у нас один народ, есть таможенный союз, дружеские отношения президентов, поэтому пора было к этому прийти – хоккеисты же не считаются легионерами в России. Думаю, это логичный шаг”, - прокомментировал это событие белорусский защитник ФК “Урал” Денис Поляков.
На этом роль Сочи как площадки для международных встреч себя не исчерпала, и прошедший там на минувшей неделе Российский инвестиционный форум стал рекордным по сумме заключенных соглашений. За три дня участники форума подписали портфель документов (соглашений, протоколов о намерении и т.п.) почти на триллион рублей. Основной тематикой форума и, соответственно, предполагаемых инвестиций стали нацпроекты.
“Национальные проекты - единая матрица, в которую мы постарались уложить жизнь всей страны. Скажем прямо, никогда за историю современной России ничего подобного не делалось, такого сложного, масштабного, амбициозного. Все, что нам предстоит сделать для улучшения жизни людей, для обеспечения стратегического роста и развития страны в ближайшие шесть лет, сведено в показатели национальных проектов”, - подчеркнул премьер Медведев, выступая на форуме.
Напомним, что приоритетные национальные проекты с различной и не всегда очевидной эффективностью реализуются в России уже 13 лет (с 2006 года). Как и сказал Дмитрий Медведев, они рассчитаны на период до 2024 года, а ответственными назначены профильные министерства и ведомства.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его германский коллега Хайко Маас в завершение прошлой недели провели в Мюнхене встречу с представителями бизнес-сообществ России и Германии. Часть встречи прошла в закрытом формате, однако ее тематика была очевидна из предварительного выступления Алексея Мордашева.
"Мы очень ценим тот интерес, который Германия, немецкий бизнес испытывают к России. Очень важно было бы возобновление контактов на уровне ЕС и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Особенно с учетом того, что значительная часть полномочий во внешнеэкономической деятельности РФ переходит или уже перешла на уровень ЕАЭС”, - отметил Мордашев.
На самой площадке ЕАЭС также было достаточно инфоповодов. Армянский премьер Никол Пашинян, к примеру, отметил , что Армения рассматривает интеграционное объединение как один из гарантов энергобезопасности страны, и призвал внутренние политические силы прилагать усилия для “получения ядерной энергии”.
“Важно отметить, что ЕАЭС является общей экономической зоной и цена на энергоносители должна быть как минимум очень близкой, иначе логика единого экономического пространства не будет работать. Мы убеждены, что в этом вопросе мы сможем достичь полного понимания. Конечно, есть страны, у которых есть энергоносители на территории ЕАЭС, есть страны, у которых их нет, и мы должны быть в состоянии достичь сбалансированных решений” - сказал Пашинян, выступая перед Национальным собранием.
На уже упоминавшемся Российском инвестиционном форуме член коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по промышленности и агропромышленному комплексу Александр Субботин предложил начать процесс формирования межрегиональных промышленных кластеров (производственно-логистических и торгово-экономических комплексов и цепочек) в рамках ЕАЭС. Он сослался на мировую практику, указав, что около половины всей мировой продукции разрабатывается и производится в кластерных образованиях - индустриальных парках или свободных экономических зонах. ЕЭК же, по мнению члена коллегии, является наиболее очевидной площадкой для проработки инициатив по созданию соответствующих региональных проектов.
“Евразийская цифровая платформа может стать площадкой для создания таких кластеров. К тому же у промышленного блока уже есть большая наработанная база данных по сотням инвестиционных проектов из наших стран. Комиссия готова начать работу по реализации перспективных региональных проектов", – подчеркнул Александр Субботин.
О готовности к заключению соглашения о свободной таможенной зоне с ЕАЭС, вслед за Ираном, заявил Израиль. По словам представителя министерства экономики Израиля, переговоры, которые продолжались с апреля прошлого года, приведут к подписанию соглашения, предусматривающего таможенное сотрудничество, снятие торговых барьеров, развитие электронной торговли, разрешение вопросов санитарного и эпидемиологического контроля.
Иранская сторона, в свою очередь, в рамках переговоров, предваряющих заключение основного соглашения о создании свободной таможенной зоны с ЕАЭС, подписала на уровне профильных министерств трехсторонний меморандум с Россией и Казахстаном о поставках пшеницы. Член коллегии ЕЭК по торговле Вероника Никишина выразила надежду, что подписанный документ позволит восстановить цепочку поставок пшеницы из стран ЕАЭС на рынки Ирана и стран региона (Афганистана, Сирии и Ирака).
В начале февраля первый заместитель министра промышленности и торговли России Сергей Цыб рассказал о том, что помимо Израиля и Ирана соглашения о свободной торговле с ЕАЭС могут также подписать Индия, Египет и Сингапур. В ходе визита должностных лиц ЕЭК в Индонезию свое развитие получили отношения между ЕАЭС и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). Стороны переговоров разрабатывают план взаимодействия двух интеграционных площадок на 2019 и 2020 годы, большое внимание при этом уделяется участию в процессе представителей бизнеса.
Делегация ЕЭК обсудила перспективы торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Индонезией отдельно от остальной АСЕАН. С целью формализации достигнутых договоренностей планируется заключение соответствующего рамочного меморандума.
“Формат меморандума между ЕЭК и правительством зарубежного государства достаточно хорошо зарекомендовал себя. С момента запуска ЕАЭС заключено уже более десятка таких документов с партнерами в разных регионах мира: Азии, Европе, Латинской Америке и даже Африке. В регионе АСЕАН мы уже сотрудничаем в таком формате с Сингапуром, Камбоджей и Таиландом, а с учетом формализации в прошлом году отношений между ЕЭК и АСЕАН отмечаем интерес к сотрудничеству и со стороны ряда других стран ассоциации”, - отметила член коллегии ЕЭК по интеграции и макроэкономике Татьяна Валовая на встрече с правительственными кругами Индонезии.
Министр торговли Индонезии Энгартиасто Лукита поддержал скорейшее подписание документа, предложив провести в ближайшее время процедуры по его согласованию внутри страны. Министр торговли Индонезии подчеркнул, что формализация диалога с ЕЭК открывает новые возможности для индонезийских партнеров на едином рынке ЕАЭС. Базовая версия меморандума была согласована сторонами в рабочем порядке прямо “на полях” переговоров, однако потребуется его доработка с участием представителей всех государств - членов ЕАЭС и Республики Индонезия и их бизнес-сообществ. ЕАН продолжит следить за развитием событий на евразийском пространстве.
Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.
Фото: souzveche.ru, sb.by, kazanreporter.ru, life.ru, eaeunion.org, sng.today, ФК Урал, ca-portal.ru