«Как-то раз вечером в конце марта один подросток взял двустволку, пошел в лес, приставил дуло ко лбу человека и спустил курок.
Перед вами история о том, как мы до этого дошли».
Один из самых ярких современных писателей Фредрик Бакман, автор нашумевшего романа «Вторая жизнь Уве», начинает новую книгу так, как будто сам взводит курок. Со времен Чехова известно, что станет с ружьем, упомянутым в первых строках: оно обязано выстрелить в кульминационный момент. Но повествование романа «Медвежий угол», о котором идет речь, раскачивается так неспешно, что автору время от времени приходится напоминать о нависшей угрозе. Мол, этот благостный момент герой будет вспоминать, как луч света перед ненастьем. Или: над городом восходило солнце, и никто еще не знал, каким кошмаром обернется этот беззаботный день.
Впрочем, это не портит впечатления от книги. С подсказок автора вспоминая, что впереди маячит нешуточная драма, мы наблюдаем за неторопливой жизнью затерянного в лесной глуши городка Бьорнстада, в котором каждый день похож на другой. Единственным, что заряжает всех обитателей этих мест верой в пресловутое светлое будущее, был и остается хоккей. Ледовый дворец всасывает в себя мальчишек, едва они учатся стоять на коньках, и не отпускает никогда. Кто не играет, тот тренирует или работает на хоккейный клуб или как минимум является фанатичным болельщиком, не пропускающим ни одного матча. Хоккей остается главным драйвером местной экономики и главной надеждой каждого: юниорская команда вот-вот сыграет в финале, а после победы, в которой никто не сомневается, начнется совсем другая жизнь: деньги спонсоров, новые спортивные учреждения, целая хоккейная школа, приток туристов на матчи, сопутствующие индустрии. Мало-помалу победа в финале становится идеей фикс, вбирающей в себя целый город.
Но Бакман – терпеливый рассказчик. Он дает достаточно времени каждому из героев рассказать свою историю, переводя пристальный взгляд с одного на другого. Сеть взаимосвязей туго опутывает весь город, превращая его в замкнутое пространство. В романе почти не остается проходных героев и однозначных характеров. Каждый прошел свой трудный путь – от сломанных конечностей и обмороженных губ до разрушенных семей и погибших детей, - чтобы всем сердцем надеяться на победу (читай: на перемены к лучшему). В этот искрящийся от напряжения момент и случается давно обещанная беда. И колосс на ледовых ногах, заменивший слишком многим смысл жизни, разлетается на тысячи острых осколков.
Теперь всем надо сделать мучительный выбор: между своим будущим и любовью. Между дружбой и справедливостью. Между семьей и клубом, ставшим семьей. Нелегко сражаться, когда против тебя самые могущественные люди города. Еще труднее, когда на стороне зла оказывается лучший друг, с которым ты вырос. Когда правильный поступок сделает глубоко несчастными всех любимых людей. Когда в беде твой ребенок и ты ровным счетом ничем не можешь ему помочь.
«Медвежий угол» - одновременно душевный и жесткий роман, в котором спорт становится моделью всей жизни. В нем жестокие схватки, подлые подножки и болезненные удары происходят параллельно на ледовой площадке и за ее пределами, вот только эффект это производит совершенно разный. Особенно если речь идет о победе любой ценой.
В хоккей, мы знаем, играют настоящие мужчины. Спорт высоких достижений – это образ жизни, которому подчинено все, тут не до сантиментов. Тем страшнее история Кевина, которого отец с ранних лет не воспитывал – тренировал, затачивал на победу, не прощал малейшей слабости. Кевин вырос, чтобы побеждать, но не осознал границы, за которой кончается ледовая арена. Тем печальнее история Маи, выросшей в тени умершего брата и безгранично любимой родителями. Она выросла смелой, и поэтому страшнее всего ей осознавать, что победит она или нет – ее родные никогда не оправятся. Тем пронзительнее история Петера, который отдал хоккею все, что мог, а хоккейный клуб взял еще больше. Тем острее воспринимаются истории остальных. Любовь может соединять людей, но, оказывается, гораздо быстрее и яростнее их объединяет ненависть. Спорт может спасать жизни, а может их разрушать. Выбор, безусловно, всегда делают люди – и им самим разбираться с последствиями. Вот только, как говорит автор, «иногда жизнь не дает тебе выбирать битвы. Только попутчиков».
И еще 5 книг не только о спорте:
Апдайк Дж.
26-летний Гарри Энгстром по прозвищу Кролик когда-то блистал на баскетбольной площадке и был парнем хоть куда. Но сейчас он занят рекламированием кухонных принадлежностей – мягко говоря, не самое интересное занятие на свете... Желая вырваться из тоскливой повседневности, Кролик отправляется в «бега». Так начинается великое паломничество Гарри Кролика в поисках самого себя или, другими словами, первый и самый знаменитый роман Джона Апдайка из серии книг о Кролике.
Роузи Р.
1 минута и 4 секунды - ровно столько времени в сумме потребовалось Ронде для победы в трех последних боях. Первой американке, которая получила олимпийскую медаль и, бросив все, ушла в бои без правил. Не скрывая ничего, она рассказала самые страшные тайны своей жизни. Почему маленькой девочкой она решила, что станет мировым борцом, и через что прошла до первых побед. Вам будем казаться, что вы сидите напротив и слушаете рассказ этой удивительной женщины.
Рот Ф.
История, рассказанная в "Немезиде", при всей бесхитростности сюжета сродни древнегреческой драме. Главный герой книги - Юджин Кантор по прозвищу Бакки (Бычок) - энергичный, решительный двадцатитрехлетний тяжелоатлет и метатель копья, всеобщий любимец. Он, учитель физкультуры, заведует летней спортплощадкой, где каждый день с ребятами играет в футбол.
Бакман Ф.
Привычный мир Бритт-Мари дает трещину, и она решает все изменить. Оставив мужа после 40 лет брака, Бритт-Мари перебирается в Борг, крохотный придорожный поселок. Неожиданно для себя Бритт-Мари, поборница идеальной чистоты, заводит дружбу с крысой - и становится тренером местной футбольной команды (хотя футбол она не выносит). Взяв на себя заботу о мальчиках и девочках Борга, Бритт-Мари невольно вникает во все тонкости поселковой жизни.
Лафон Л.
Надя Команечи — знаменитая румынская гимнастка, пятикратная олимпийская чемпионка, двукратная чемпионка мира, девятикратная чемпионка Европы. Ее взлет пришелся на закат коммунистической эпохи в Румынии и Восточной Европе в целом. Судьба Нади стала символом взлета и стремительного краха коммунистической идеологии. Книга Лоры Лафон — это не документальная биография, это портрет времени и портрет беспощадного режима, перемалывавшего не только обычных людей, но и тех, кого вознес на вершину.
Фото: pixabay.com