Чуть больше месяца Денис Паслер исполняет обязанности губернатора Оренбуржья. Избирательная кампания уже началась. До выборов в сентябре осталось совсем чуть-чуть. Примут ли оренбуржцы чужака?
Куда попал?
Оренбургская область уникальна. Здесь есть и нефть, и газ, и металл, и сельское хозяйство. Климат мягкий, за забором - Казахстан.
Когда-то регион гремел на весь Союз. Знаменитая орская тушенка, конфеты, холодильники, пшеница твердых сортов (не хуже, чем в Италии). Область зерна и заводов.
Сейчас дела здесь идут, мягко говоря, не очень: одни легендарные заводы на боку, другие закрыты, третьи - на грани. Область занимает шестое место в рейтинге коррупции (по данным Генпрокуратуры), главу Оренбурга на пару с замом судят за взятки, а мэру второго по значимости Орска дума ставит за работу «неуд».
Сильны протестные настроения, высока неудовлетворенность властью, многие уезжают в поисках лучшей жизни, а рейтинги КПРФ с ЛДПР пухнут, как на дрожжах.
Ситуация непростая. Среда для Паслера чужая, настороженная, отчасти враждебная.
Не впервой
Но была ли она простой десять лет назад, когда 29-летний Паслер избирался в Заксобрание в разгар кризиса? Или когда 34-летний Паслер стал председателем правительства огромной, сложной и крайне конфликтной Свердловской области?
«К Денису Владимировичу мы сначала относились не очень серьезно, но он быстро себя поставил, вник в наши проблемы, стал помогать. Проблемы решал, слушал, не отмахивался от нас, как от назойливых мух, и уважение само пришло», - вспоминает бывший глава крупного города.
«Нас собралось 650 председателей профкомов, - говорит известный профсоюзный лидер. - Настроение тревожное, кризис, а к нам приезжает какой-то молодой пацан. Вот только-только его назначили. Ну, мы, конечно, ничего от него не ждем, кроме обычной болтовни, скептически на него смотрим, а он сразу к делу, все по полочкам, спокойно, убедительно. За два часа он наш настрой поменял».
Удивительно, но в Свердловской области плохих отзывов о Паслере практически не найти. И многие считают, что рискованное решение доверить оперативное управление регионом совсем еще молодому и неопытному депутату – одно из лучших кадровых решений губернатора Евгения Куйвашева.
Как дела?
В Оренбуржье Паслер начал хорошо. Не с места в карьер, а спокойно, методично, без лишней суеты и спешки, свойственной многим новичкам-технократам.
Уважил крупный бизнес - встретился со всеми значимыми руководителями ФПГ (УГМК, "Металлоинвест", "Уральская сталь", "Газпром", "Роснефть"). Оперативно решил знаковую проблему – вопрос с многомесячными долгами по зарплате машиностроительного завода. Сделал реверанс общественному мнению - отказался от мигалки, блатных номеров, пересел на машину попроще и погулял по Оренбургу. Поучаствовал в восстановлении справедливости – фактически вернул на работу единственную лаборантку в сельской амбулатории. Обозначил свое внимание к сельскому хозяйству и дал сигнал об «истоках преемственности», встретившись с бывшим (уважаемым в народе) губернатором Чернышевым.
И все это под пристальным вниманием местных элит, требовательных жителей и опасных политических оппонентов, буквально под лупой изучающих каждый шаг нового исполняющего обязанности.
Уже заявили о своем участии в выборах персек обкома КПРФ Максим Амелин, депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Катасонов. Бывший "эсер" Владимир Флоров не прочь пойти самовыдвиженцем (если внести изменения в закон) и уже позиционирует себя как народный кандидат. Кто из них будет биться реально, а кто - для галочки, утверждать пока рано, но результаты прошлогодних выборов сильно укрепили дух оппозиции.
И все сейчас дружно выискивают уязвимости Паслера: «Кто он? В чем его слабость? Может, в "Т Плюс" и тарифах? Или в мусорной реформе? Пойдет ли от "ЕР"? Как связать его с бывшим и непопулярным Бергом и перенести негатив?
А может, лучше бить в общую усталость народа от власти и сосредоточиться на негативе последних лет?».
Какие планы?
Сам же образ Паслера пока выстраивается неплохо. На фоне системных проблем и недоверия к власти жители возлагают на него большие надежды и ожидания.
Каждый создает себе собственного Паслера. Это особенно заметно в соцсетях: «Паслер придет – порядок наведет», «молодой, энергичный», «разгонит болото», «пора встать с колен», «орского Порошенко поменяли на ебуржского Зеленского».
И конечно, оренбуржцы пишут о проблемах: развале промышленности, плохих дорогах, отвратительной уборке снега, медицине, ЖКХ и прочем-прочем. Люди настолько истосковались по общению с властью, по диалогу, открытости и возможности быть услышанными, что буквально за сутки "оборвали" Instagram нового губернатора своими комментариями.
Денису Паслеру по большому счету и придумывать ничего не надо. Люди настолько четко и внятно формулируют свои желания, запросы и надежды, что все они сводятся к одному простому и понятному слову – возрождение. Понятная народная программа всего лишь в трех простых пунктах.
Возрождение Оренбуржья
1. Возрождение промышленности
Спасение проблемных предприятий и поддержание успехов действующих флагманов. Развитие АПК (сухой порт, логистические центры, экспорт, пашни, животноводство) и создание новых предприятий.
Заводы должны работать.
2. Возрождение доверия
Уважение к людям, перезагрузка отношений с обществом. Это и всевозможные формы диалога (приемы, прямые линии, онлайн-трансляции, социальные сети), и отказ от излишних привилегий чиновничества, простота и душевность по всей вертикали.
Власть должна быть для людей.
3. Возрождение порядка
Жесткий контроль над работой всех служб и структур, борьба с коррупцией. Справедливость и защита прав оренбуржцев. Безопасность жителей и их здоровье. Здесь же восстановление инфраструктуры (строительство дорог и набережной), и качественная уборка снега, и работа ЖКХ, и экология.
Есть уверенность, что у Паслера все получится, как получалось и на родине. Он – трудяга. Оренбуржцы таких ценят, а значит - примут. Осталось только выиграть выборы.
Фото: Instagram Денис Владимирович Паслер