SSJ 100, сгоревший на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Шереметьево, действительно был поражен молнией, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию.
Попадание грозового разряда в нос самолета привело к отключению электрогенераторов машины и устройств автоматики, помогающих поддерживать нужные параметры для полета. Специалисты утверждают, что генераторы отключила грозовая защита «суперджета». Она же автоматически перевела энергоснабжение на аккумуляторные батареи.
Режим прямого управления полетом Direct Mode включился сразу после перевода энергоснабжения на резервный режим. Бортовой компьютер перестал высчитывать и корректировать возможные ошибки пилотов. Экипаж остался без страховки.
Ситуация хотя и была нештатной, но не опасной для экипажа и пассажиров. Порядок действия в режиме Direct Mode подробно описан в методических пособиях и рекомендациях, а также в руководстве по летной эксплуатации SSJ 100.
Обратить опасную ситуацию в катастрофу могли сами пилоты. Летчикам удалось выполнить заход на посадку, выдерживая при этом как приборную, так и вертикальную скорости. При этом управлять самолетом пришлось в ручном режиме: автопилот и автомат тяги были отключены.
Вероятно, именно поэтому расчетную точку приземления машина пролетела. Самолет не коснулся колесами полосы даже на ее середине. Экипаж начал энергично «прижимать» машину к земле. Перед самым приземлением летчики, как показал самописец, резко увеличили режим работы двигателей и опустили нос самолета.
Эксперты полагают, что именно этот маневр погубил самолет и его пассажиров. Машина приземлилась «на три точки», стойка шасси подбросила «суперджет» вверх, и тот «поскакал» по полосе. Второй удар создал пассажирам и экипажу динамическую перегрузку около 5G, при этом предельная нагрузка для судов этого типа – 3,75G, уже при таких показателях могут не выдержать крылья.
Крылья уцелели, но задние стойки шасси продавили топливные баки машины. Керосин хлынул наружу. Вспыхнул пожар, в котором погиб 41 человек.
Напомним, трагедия в Москве произошла 5 мая. СКР расследует уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК). После происшествия участились случаи переноса или отмены рейсов с SSJ 100. По неподтвержденной информации, за неделю после трагедии «Аэрофлот» отменил около 50 рейсов на этом самолете.
Фото: pixabay.com