Известные общественники, сооснователи фонда «Городские проекты» Илья Варламов и Максим Кац раскритиковали челябинское дорожное строительство и предложили молодежи изменить свой город через участие в муниципальных выборах.
За полчаса до начала лекции в Центре креативной индустрии «Свободы,2» были заняты все сидячие места — от стульчиков и подоконников до столь любимых местными урбанистами скамеек из деревянных поддонов. И народ все продолжал прибывать.
Всего послушать Илью Варламова и Максима Каца собралось около 400 человек, в основном совсем молодых ребят и девчонок, по виду школьников или студентов первых курсов. Впрочем, были люди и постарше, в том числе известный краевед Юрий Латышев, «челябинский урбанист» Лев Владов, фотографировавшийся с собравшимися ничуть не меньше заезжих звезд, и лидеры экологических движений «СтопГОК» и «Челябинск, дыши!» Василий Московец и Андрей Костенко.
Организатором визита Варламова и Каца выступило местное отделение партии «Яблоко», лидер которого Ярослав Щербаков собрался выдвигаться на выборы губернатора, которые намечены на 8 сентября. Поэтому ожидалась не только традиционная критика всех местных урбанистических «косяков», но и немного агитации. И, забегая вперед, скажу, что гости эти ожидания оправдали.
Вообще формат выступления Варламова был похож на стендап-шоу. Гость много и быстро говорил, передвигался по пространству, пытался шутить, причем в основном «домашними заготовками», иногда общался с аудиторией. Собственно, это и была не столько лекция, сколько концерт двух заезжих звезд.
Что же до содержания — Илья Варламов сосредоточился на критике «дорожной революции» в Челябинске, а точнее, того, что она до их пор продолжается. Главными объектами критики стали планы по расширению дорог, строительству развязок, эстакад и подземных переходов. От всего этого, по словам Варламова, уже давно отказываются все развитые города (в пример были приведены картинки из Южной Кореи, Японии, США, Бразилии и стран Европы).
«"Дорожная революция" обернется дорожной катастрофой, а Челябинск и так не самое райское место, — предрек Варламов. — Расширение дорог лишь провоцирует автомобилизацию и, как следствие, все новые пробки и заторы на дорогах».
Одна из главных бед, по мнению гостя, — неумение эффективно проектировать и тратить имеющиеся в городах деньги.
«Интересно, что города, у которых денег нет, сегодня выглядят гораздо лучше, чем города с деньгами, — отметил Варламов. — Причина в том, что люди, которые принимают эти решения, они ведь городом не пользуются. Их возят в автомобилях».
Досталось и ограждениям на челябинских улицах, а также ГИБДД, которую, по его словам, «надо расформировать, потому что от них вреда больше, чем пользы». Впрочем, аудитория не слишком восприняла призыв — возможно, потому, что пришедшая в лекторий молодежь явно не была похожа на автомобилистов, а значит, с ГИБДД почти не сталкивалась.
Немного прошелся заезжий гость и по саммитам ШОС и БРИКС.
«Я помню бывшего мэра Уфы Ялалова и то, как там готовились к саммитам. Но тут (в Челябинске), похоже, будет еще смешнее», - предсказывает Варламов.
«Я объясняю вам, насколько устарели те идеи, которые вам пытаются впарить, — объяснил он свою задачу. — Главная проблема Челябинска — вектор развития. Лучшим шагом было бы пригласить независимых экспертов, а еще лучше — хороших европейских специалистов, чтобы они провели аудит тех проектов, что уже есть».
И вот с этим точно не поспоришь.
Максим Кац начал было с продолжения темы дорог в Челябинске.
«Мы посмотрели, что планирует делать мэрия, и обалдели. Челябинск — единственный город в мире, который своей целью ставит увеличение количества поездок на автомобиле, — заметил он. — Чиновник должен быть совсем ку-ку. Вообще мы первый раз видим такое. Здесь чиновники ставят целью сделать городу плохо».
Впрочем, от проблематики Максим Кац быстро перешел в ответу на вопрос что делать.
«Расскажу о своем опыте общественной борьбы, чтобы все улучшалось. Здесь, в зале, достаточно людей, чтобы изменить вектор, сформировать общественный запрос, — начал он. — Чтобы сформировать запрос, можно предложить что-то более адекватное, продемонстрировать пример... А второй способ — протест. Но не нужно ходить на что-то опасное. Нужно ходить на слушания, развивать свои общественные и медийные ресурсы. А базовая часть — это политические кампании. Положительных изменений можно добиться только через политику, занимаясь ею. Я вступил в "Яблоко"… У вас в этом году есть муниципальные выборы. 170 округов, число избирателей крошечное. Любой из вас может выиграть. Тут в зале хватит людей, чтобы выиграть все округа».
К этому моменту часть аудитории уже покинула помещение. Скорее всего, конечно, потому, что в лектории просто отсутствовала вентиляция и становилось невыносимо душно.
Впрочем, выступление Максима Каца было недолгим, скорее, просто обязательным элементом всей программы гастролей. Куда с большей охотой зрители приступили к фотографированию с Ильей Варламовым. Чем все и закончилось.
Дмитрий Моргулес