Федеральная антимонопольная служба предложила отменить субсидирование жд-билетов в плацкартах и общих вагона. В ведомстве считают, что такой шаг сделает систему более логичной.
В настоящее время государство субсидирует РЖД проезд в плацкартных и общих вагонах. При этом деньги выделяются без учета экономической обоснованности данных мер и сезонного спроса. Как следствие, перевозчику нет необходимости проводить расчеты обоснованности тарифов или заботиться о комфорте пассажиров. Теоретически, в результате цена билета для потребителей ниже реальной себестоимости, однако фактически те экономии не ощущают — вместо того, чтобы сделать дешевыми проезд на действительно востребованных маршрутах, компания тратит полученную компенсацию на поддержку вообще всех своих направлений, что увеличивает себестоимость и издержки.
В связи с этим руководитель ФАС Игоре Артемьев отправил вице-премьеру Максиму Акимову, курирующему деятельность РЖД, письмо с предложением изменить существующую систему субсидирования, сообщает «Коммерсант». По новой схеме средства, в размере 8,5 млрд рублей в год, должны выделяться целевым методом лишь на действительно востребованные направления, имеющие социальную значимость.
Однако эксперты сомневаются в реализуемости подобного перехода. Так, по мнению главы Союза пассажиров Кирилла Янкова, РЖД имеет слишком сложную логистику, когда один и тот же маршрут связывает несколько городов и в таких условиях отделить социально-значимые направления от прочих не представляется возможным. А без этого, по его мнению, новые правила приведут лишь к росту злоупотреблений как со стороны пассажиров, так и компании.