Максим Гареев посмотрел новый шпионский боевик Люка Бессона, обернувшийся самой лихой и бесшабашной клюквой в истории кино.
Москва, 1987 год. Огромная и запущенная квартира влюбленной парочки наркоманов с микроволновкой на кухне. Она — Анна (Саша Лусс). Сирота, дочь моряков, заполняющая на ноутбуке онлайн-заявку в Советский флот. Он — Петя. Бандит-абьюзер-психопат с внешностью артиста Саши Петрова и татуировкой Gott Mit Uns во всю грудь. Замышляет подлое и дерзкое ограбление иностранного гражданина через банкомат Банка Советского Союза путем насильственного выпытывания у него пин-кода.
Разумеется, все здесь пошло не так. После перестрелки с милицией в самом центре столицы и долгой погони наша пара вернулась домой, чтобы собрать вещи и пуститься в бега. Но там их уже поджидал агент Кей Джи Би Алекс (Люк Эванс), незамедлительно пустивший пулю в лоб Пете и предложивший Ане выбор — работа на Комитет или смерть. А дальше мы будем свидетелями превращения девушки в настоящую машину для убийств под прикрытием топ-модели, невольно ставшей пешкой в большой игре КГБ и ЦРУ. Будет много крови, стрельбы, драк, любви и секса в разных местах, включая подсобку на Лубянке. А как без него?
В общем-то, ничего необычного — Люк Бессон снова снял фильм о хрупкой девушке, становящейся сильной под воздействием обстоятельств. Иногда из этого получаются шедевры («Никита», «Леон», «Пятый элемент»), иногда кино чуть похуже («Жанна Д’Арк», «Невероятные приключения Адель»), иногда одноразовый псевдонаучный блокбастер («Люси»). Но «Анна» для российских зрителей точно будет стоять особняком. Поскольку такой невообразимой и безумной клюквы мы не видели еще никогда. По сравнению с этой картиной «Огненный лис», «Парк Горького» и «Красная жара» — настоящие энциклопедии позднесоветской жизни. Я настолько подробно описал завязку сюжета именно потому, что так все и выглядело на самом деле.
Забудьте про пластиковые окна в Припяти и Мавзолей на Красной площади образца 1905 года (как в сериалах «Чернобыль» и «Последние цари»). Здесь мы увидим мобильники, ноутбуки, банкоматы и кагэбэшников на «Гелендвагенах» в СССР времен перестройки, а сама Москва будет предательски напоминать собянинскую то памятником Де Голлю у гостиницы «Космос», то рестораном «Главпивторг», то Измайловским Кремлем, то мелькающими в кадре «Перекрестками» и «Кофе-хаузами», то и вовсе общей чистотой и вылизанностью. По желанию можно погуглить, к примеру, как столица выглядела в 1990 году, и сравнить.
Про такую мелочь, как домофоны, иномарки, современные номера на автомобилях и все те же пластиковые окна даже говорить стыдно. Наверняка западному зрителю будет глубоко плевать на все эти «мелочи» (хотя мобильники в кадре и вправду уж больно современные для рубежа 80-90-х), но в России все это воспринимается либо с горечью, либо с гомерическим хохотом. Лично мне даже хотелось, чтобы такую Москву показывали почаще, потому что от каждой новой детали была только неподдельная радость узнавания. Особенно в компании с постоянно встречающимися в кадре серпами, молотами и аббревиатурой СССР.
И все это — как обрамление глупейшего сценария с кучей штампов. Бессон, видимо, лихорадочно пытался что-то придумать, как закрыть хотя бы часть долгов находящейся на грани банкротства его кинокомпании и хоть как-то отмахнуться от целой кучи обвинений в сексуальных домогательствах. Впрочем, маэстро с сюжетами не напрягается уже достаточно давно. Никак не отделаться от ощущения, что ты смотришь ремейк «Никиты», только с клюквой, флэшбэками и флэшфорвардами. Все те же композитор Серра и оператор Арбогаст, все та же перестрелка в ресторане в качестве экзамена. Однако смотреть это все же увлекательно и весело.
Нас без конца кидают по сюжету взад-вперед, благодаря чему можно окончательно потеряться во времени, экшн-сцены лихостью напоминают «Взрывную блондинку», а актеры скорее хороши, чем нет. Топ-модель и уроженка Магадана Саша Лусс старается, Киллиан Мерфи привычно обаятелен, Хелен Миррен (она же Елена Васильевна Миронова) просто-таки кайфует в образе суровой кагэбэшной начальницы, и это лучшая роль в фильме.
В итоге ощущения после просмотра остаются странные. Понятно, что это плохое кино, балансирующее на грани полного отстоя. Понятно, что ТАКОЙ клюквы мы не видели никогда до сей поры. Понятно, что это и еще один фильм с Александром Петровым, которых в ближайшее время в прокате будет еще очень много. Однако кино снято с таким пренебрежением ко всему, что «Анну» можно посмотреть. А если отнестись к этому, как к комиксу, то даже и можно получить некоторое удовольствие. Тем более, что эпизодически здесь проявляется тот самый старый добрый Бессон, которого мы любили. А вот зачем это смотреть — решать уже вам.
Максим Гареев
Фото: globallookpress.com, кадры из к/ф "Анна"