Правительство РФ обсуждает масштабную программу обновления транспорта в российских городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пишет «Коммерсантъ».
Инициатором стал ВЭБ.
На старте речь идет о десяти пилотных проектах с привлечением частных инвесторов, которые на сентябрь 2019 года находятся «в высокой степени готовности» — в Екатеринбурге, Перми, Нижнем Новгороде, Саратове, Твери, Воронеже, Волгограде, Челябинске, Новосибирске и Казани (население в целом 11,1 млн человек). Общий объем инвестиций в них составит 340 млрд рублей, из них 196 млрд рублей пойдут на обновление подвижного состава (5,9 тыс. автобусов, 1,5 тыс. трамвайных вагонов, 1,3 тыс. троллейбусов), 112 млрд рублей — на реконструкцию инфраструктуры.
В дальнейшем программа может быть распространена более чем на тысячу городов, что предварительно оценено в 2,1 трлн рублей. Предлагается ввести госрегулирование тарифов, отдать перевозочный бизнес крупным операторам, а для обновления электротранспорта внедрять концессии.
Власти Екатеринбурга, с которыми ВЭБ рассматривает совместный проект, до конца года планировали разработать концессию по трамваям, среди интересантов назывались «Уралтрансмаш» (Ростех), «Трансмашхолдинг» (основные бенефициары — господа Бокарев и Махмудов) и группа «Синара» Дмитрия Пумпянского.
Игорь Шувалов говорил в августе, что ВЭБ работает над программой обновления парка в партнерстве с «Трансмашхолдингом» и «Синарой».
Напомним, что вопрос обновления екатеринбургского транспорта с привлечением «Синары» обсуждался с участием свердловского губернатора Евгения Куйвашева.
На «Иннопроме-2018» он и бывший глава уральской столицы Александр Якоб и Михаил Ходоровский подписали соглашение о сотрудничестве в этом направлении.
«Принципиально новые подходы, заложенные в этом соглашении, открывают огромные возможности для реализации такого организационно и финансовоемкого проекта, как модернизация городского пассажирского транспорта. Для динамично развивающегося Екатеринбурга это стратегически важно. Проект, которому сегодня дан старт, – это еще и существенный импульс для развития smart-технологий, «умных решений» в транспортной сфере, формирования точек роста вокруг объектов транспортной инфраструктуры, повышения качества жизни людей», – сказал тогда Евгений Куйвашев.
Сообщалось, что концессионное соглашение будет предусматривать передачу в аренду компании-оператору, выбранной через конкурсные процедуры, парка трамваев и троллейбусов, депо, сетей и подстанций. Концессионер возьмет на себя обязательства по организации перевозок пассажиров, а также по обновлению парка и инфраструктуры городского легкорельсового транспорта.
Всего по программе по всей России до 2035 года должно быть закуплено 95,7 тыс. автобусов, 6,5 тыс. троллейбусов, 6,7 тыс. трамвайных вагонов и 3,5 тыс. электробусов.