Свердловские хоккейные будни – в самом разгаре. Екатеринбургский «Автомобилист» завершил третью выездную серию в рамках регулярного чемпионата Континентальной хоккейной лиги. К текущему моменту за спиной у «шоферов» - 18 игр и шестое место в конференции Восток при 22 очках гандикапа.
О старте «Автомобилиста» в новом сезоне, новых решениях и первых трудностях - в материале ЕАН.
Сезон екатеринбуржцы начали лихо. На старте «Автомобилист» забрал восемь побед кряду и обеспечил себе приличное преимущество, запаса которого пока хватает на то, чтобы безболезненно – с турнирной точки зрения – преодолевать настигнувший «шоферов» в октябре кризис.
При этом свою копилку свердловчане пополнили отнюдь не за счет «простачков» со дна таблицы. Под раздачу среди прочих попали «Витязь» (по очкам на Западе подольчан опережает только ЦСКА), питерский СКА (без комментариев), обидчик «шоферов» в минувшем плей-офф – уфимский «Салават», а также неистовый вице-чемпион КХЛ «Авангард». Огорчили «шоферы» и прихворавших соседей – «Магнитку» (остались без тренера и генерального менеджера по итогам первого месяца) и «Трактор» (о том, что за беда происходит с хоккеем в Челябинске, мы писали ранее).
После столь обнадеживающего старта – столь же обескураживающая череда неудач. В последних десяти матчах подопечные Андрея Мартемьянова одержали лишь две победы, и те – на своем льду: пали «Локомотив» и уже упомянутый «Трактор». Самые болезненные уроки «шоферам» преподали москвичи – «Спартак» и ведомое экс-тренером «Автомобилиста» Владимиром Крикуновым «Динамо». Реванш за сентябрьский матч уже в Петербурге взял СКА (исход был решен в овертайме). Блеснул амбициями казанский «Ак Барс».
Возможности перевести дух и пободаться с соперниками попроще пока не предвидится. В пятницу в столицу Урала приедет «Авангард». Сразу за омичами – матч против «Ак Барса». Завершит домашнюю серию игра против озлобленного «Металлурга».
Важно отметить: из соперников, чей букмекерский коэффициент на победу в матчах с «шоферами» начинался от 2,5 и очки у которых нужно было отбирать, по-болельщицки говоря, «по-любому!», на пути екатеринбуржцев попались «Северсталь», «Куньлунь» и «Нефтехимик». Не без скепсиса добавим в этот список разобранный «Локомотив», ищущий свою игру «Спартак», обескровленную «Магнитку» и так и не вышедший из прошлогодней комы «Трактор». Из всех перечисленных проиграли «шоферы» лишь москвичам.
Развал – схождение
Описанный выше результат тренерский штаб дал при, по сути, заново сформированных звеньях. По ходу межсезонки, в условиях общепризнанного дефицита рынка руководство умудрилось обновить команду более чем наполовину, полностью сообразуясь при этом с интересами тренерского штаба.
25 очков на двоих с ходу наколотили Мэйсек (7+8) и Холланд (5+5). Скорость адаптации последнего – достойная, учитывая, что тот только открывает для себя континентальный хоккей с его длинными предсезонками и суровыми перелетами. От немца – ветерана европейского хоккея и серебряного призера Олимпиады – иного ожидать, наверное, и не приходилось. Мэйсек успел поиграть во всех звеньях и не позволил себе «раствориться» ни в одном.
Разумеется, от обоих ждут результата в плей-офф. Уход их предшественников - Франсиса Паре и Стефана Да Косты - во многом и состоялся по причине низкой результативности форвардов в матчах навылет. И если Паре в минском «Динамо», кажется, «прижился» (4+7), то у француза в «Локомотиве» пока особо не клеится (1+4). Да и в возрастном плане новички «Автомобилиста» выглядят перспективнее.
«Стратегия выбрана правильная – опытные, именитые легионеры делятся опытом с парнями, которым еще предстоит вырасти. Поймите, российский рынок сейчас очень ограничен», - отмечал на старте сезона Андрей Мартемьянов.
Столько же – 25 очков – заработали наши старые знакомые Найджел Доус (7+6) и Дэн Секстон (6+6). И если капитан «Автомобилиста» остается единственным игроком, не менявшим «ротационную» прописку по ходу сезона – левый фланг первого звена, то Секстона тренерский штаб успешно двигает как по флангам, так и по тройкам.
Пока самым неоднозначным приобретением «Автомобилиста» смотрится Джефф Плэтт – 4 очка и общие «-3». От одного из лучших снайперов-легионеров в КХЛ наверняка ждали большего. Ситуацию усугубила полученная травма – раньше, чем к матчу с «Ак Барсом», канадца не ждут.
Чувство локтя
Набрать свои очки россиянам в «Автомобилисте» также помешали повреждения. Первые игры пропустили Анатолий Голышев (1+1) и Георгий Белоусов (1+3). Совсем не участвовал в предсезонном цикле Павел Дацюк (0+1). Полноценная интеграция в состав этих игроков началась только в октябре, что в немалой степени и повлекло некоторый разлад в атакующих действиях «шоферов».
«Понятно, что Дацюк мирового класса игрок. Другое дело, что человеку уже 40. Он не может сыграть так, как это было 15 лет назад. И когда такой человек приходит, все раскрывают рот, ждут от него чуда и перестают играть сами», - отмечает хоккейный эксперт Леонид Вайсфельд.
Светлым пятном на общем фоне выглядит уверенная игра Андрея Обидина. В отсутствие Голышева и Дацюка молодой форвард успел поиграть в спецбригадах и первых звеньях, заработав в общей сложности 6 (2+4) очков. С возвращением старших товарищей нападающему пришлось «подвинуться» пониже, вследствие чего тот вполне закономерно сбавил обороты и подзатих.
Азбучная истина: поиск оптимальных сочетаний на старте сезона – нормальный процесс для любой обновившейся команды. Разумеется, Андрей Мартемьянов почти не трогал звенья в прошлом году, когда команда выдала аномальные 18 побед кряду в самом начале чемпионата. Но разве может та серия служить объективным критерием для сколь-либо адекватного сравнения?
Поиск «химии» в связках породил две ключевые проблемы для нынешнего «Автомобилиста»: неуверенную игру в обороне и невнятный выход из собственной зоны. Последнее – прямая причина разлада при организации комбинационных атак. Причем порой доходило до смешного: шайбу из своей зоны приходилось вытаскивать лидерам атаки. Конечно, длинные проходы Секстона выглядят эффектно, но отнюдь не с точки зрения построения игры.
Здесь бы наброситься на защитников, однако никто и никогда не гарантировал того, что условные Гуркин или Вишневский будут выполнять роль зачинателей идеальных атак. Тонкое искусство первого паса нарабатывается годами в устойчивых сочетаниях, а позади у парней – всего два месяца совместной с новыми нападающими подготовки. Опять же вопрос пресловутой «химии».
Игра в обороне, как ни странно, - точно такой же вопрос «химии» и сыгранности. Идти по персоналиям и «выщелкивать» защитников здесь бесполезно. Критиковать Михаила Мамкина за его «-5» язык повернется только у тех, кто не наблюдает за его игрой. При этом – критикуют. Как и Никиту Трямкина, у которого, между прочим, в запасе целые «+3».
За 17 игр по воротам Якуба Коваржа бросили 549 раз. В среднем – 32 броска в створ за игру.
Наконец, львиную долю шайб екатеринбуржцы пропустили после совершенно необъяснимых, дурацких ошибок. Пару примеров можно привести буквально с ходу. Памятная победная «двушка» от «Динамо» - обрезы в исполнении одного из центральных форвардов. Единственная шайба от «Витязя» - невнятный выброс шайбы защитником прямо на крюк нападающему соперника при смене звеньев.
Вывод напрашивается один – недостаток слаженности при общекомандных действиях в обороне. Проще говоря, некоторые лидеры в какой-то момент просто перестали успевать откатиться назад, а при комбинационных атаках – откровенно филонили. Отсюда «+5» у Кучерявенко, не слишком заметного в атаке, зато классно умеющего в нужный момент подстраховать позади, и «минусы» в статистике у самых забивных форвардов – Доуса, Холланда и Секстона.
При таких раскладах защитники начинают нервничать
«Хочу поблагодарить за игру наших защитников и, в первую очередь, конечно, вратаря и одну тройку нападения. Огромные претензии к лидерам команды, которых я не вижу – к сожалению, они пока только на бумаге. Играть мы разучились, а работать не хотим. Поэтому такие печальные результаты идут от игры к игре», - резюмировал Андрей Мартемьянов по итогам игры в Казани.
Благо – пока спокоен вратарь. Без преувеличения, многими победами «Автомобилист» обязан Якубу Коваржу. Легендой в Екатеринбурге чех стал еще до «новой эпохи» в клубной истории, и в непростые минуты любовь болельщиков к своему вратарю проявляется троекратно. Рискните задеть голкипера неосторожным комментарием в социальных сетях «шоферов» и посмотрите, что будет.
В спокойствии – сила
Еще один пример стоического спокойствия – клубное руководство. Бенефициары и шефы «Автомобилиста» поступили мудро, выступив лишь с одним небольшим комментарием, где выразили полное доверие Андрею Мартемьянову и его тренерскому штабу.
«У нас пока никакой паники нет. Мы доверяем Мартемьянову, никакой речи об отставке или ультиматумах не идет», - заявил генеральный менеджер команды Олег Гросс.
Несмотря на шквал звонков от журналистов всех изданий, комментировать игровые моменты клубные боссы отказываются и напоминают, что все вопросы пресса может адресовать на послематчевых конференциях главному тренеру, в чьей компетенции эти вопросы остаются.
Отставка Андрея Мартемьянова в момент отладки командного «механизма» и поиска игровых решений стала бы для «Автомобилиста» катастрофичной. Гандикап у «шоферов» – солидный, а поиск идеальной игровой модели – вопрос не одного и даже не пяти матчей, особенно учитывая выматывающий календарь.
Свою дееспособность наставник проявил по ходу работы в «Амуре» и в минувшем сезоне, ставшем для «Автомобилиста» лучшим за всю его историю. Не дать земляку Андрею Мартемьянову первой возможности «набить шишек» в серьезной команде с болельщицкой стороны было бы подло.
Возможность поддержать екатеринбургскую команду и ее наставника появится уже в эту пятницу. Новую домашнюю серию «Автомобилист» начнет с матча против омского «Авангарда». Встреча назначена на 19:00.