Отмена российско-белорусского роуминга снова под вопросом.
Уже не один год одним из самых заметных пунктов переговоров между Россией и Белоруссией выступает отмена роуминга. Реалии Союзного государства позволяют гражданам двух стран чувствовать себя на территории обеих как дома, но с обязательной оговоркой - “почти”. И необходимость оплаты роуминга или замены SIM-карты на местную для регулярно курсирующих через границу - заметная и досадная недоработка двух правительств.
Активная стадия переговоров пришлась на последние два года, и новости о грядущей вот-вот отмене звучали отовсюду. Телефонную тему обсуждали на форумах регионов и стран, за полтора года избавиться от роуминга обещала сама Валентина Матвиенко, профильные министерства стерли клавиатуры, вырабатывая и дополняя “дорожные карты” и прочие подробные планы скорейшей отмены роуминга.
“С того времени, как этот вопрос был поставлен в практическую плоскость, структуры Союзного государства активно над этим работают. Этот вопрос рассматривался и рассматривается регулярно во всех официальных органах Союзного государства. Есть продвижение от полного неприятия некоторыми участниками процесса до понимания того, что делать это все равно надо или придется. Позиции сторон сближаются, причем российская сторона опирается на свой внутренний опыт отмены роуминга на территории России и пытается по крайней мере развеять те опасения, которые, естественно, существуют у белорусских участников рынка относительно того, что отмена роуминга приведет к падению доходности”, - комментировал ход решения вопроса госсекретарь Союзного государства Георгий Рапота.
Плановым сроком реализации чаяний все источники указывали август-сентябрь 2019 года. По словам министра связи и информатизации Белоруссии Константина Шульгана, в начале августа Россия и Белоруссия максимально сблизили позиции по условиям отмены роуминга, и остались только вопросы, связанные с согласованием необходимых процедур и процессов на уровне бизнеса. При этом бизнес, очевидно, не был готов к сближению позиций вслед за политиками.
Еще в начале октября замглавы ФАС Анатолий Голомолзин заявлял о близости к завершению работы по отмене роуминга при поездках между Россией и Белоруссией и интенсификации переговоров по этому направлению еще и с Казахстаном и Киргизией (которые также являются партнерами России и Белоруссии по Евразийскому экономическому союзу). Но всего спустя неделю медиа заполнили сообщения об очередном стопоре в переговорах.
На этот раз камнем преткновения стали оптовые цены (интерконнект), которые напрямую влияют на конечный тариф для пользователя связи (речь здесь о бесплатных входящих). Российская сторона выступает за полную унификацию тарифов с едиными и четкими условиями для потребителей, находящихся с визитом в соседнем государстве. Белоруссия, в свою очередь, предлагает сетку тарифов с различными условиями, которые могут быть непонятны и вызвать негатив у абонентов в связи с высокими итоговыми счетами за связь. Нет понимания между сторонами и в вопросе оплаты за пользование инфраструктурой связи (межоператорские роуминговые тарифы) в гостевом режиме. Именно эти два вопроса по-прежнему мешают свободному общению на всей территории Союзного государства.
Дополнительные сложности для нахождения взаимоприемлемого решения создают различные режимы государственного участия в России и Белоруссии. Ошибкой будет утверждать, что вся сотовая связь в Белоруссии управляется государственным аппаратом в ручном режиме (все три основные оператора связи А1, MTC и Life имеют помимо белорусского капитала еще и иностранный - российский, турецкий или австрийский). Но, в отличие от России, доля государственного участия в уставном капитале и управлении белорусскими компаниями есть, и она весьма существенна.
На прошлой неделе стало известно, что Государственная дума отклонила поправки в законодательство о связи, предложенные фракцией ЛДПР. Вероятно, парламентарии решили таким образом форсировать процесс отмены в одностороннем порядке, но делать это без согласования условий - только создавать дополнительные проблемы и увеличивать напряжение операторов. Тем более что российским законом регулировать связь на территории Белоруссии, увы, не получится.
Вывод простой и достаточно обыденный для реалий Союзного государства. Если принято решение, которое должно упростить жизнь гражданам России и Белоруссии при перемещениях по территории Союзного государства, - необходима достаточная политическая воля для его реализации. Бизнес - это про деньги. И если не собрать всех регуляторов, интересантов и стейкхолдеров сотовой связи двух стран - процесс так и будет курсировать между “чиновники согласовали” и “бизнес не смог согласовать”. Тем временем работу с Белоруссией активно проводит проект “Восточное партнерство” Европейского союза, в рамках которого снижаются тарифы на роуминг между ЕС и Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной (и между самими странами, входящими в ВП). Объемы средств выделены и осваиваются европейскими институтами с традиционной эффективностью, а наш проект стоит на месте. И тут возникают с неизбежностью определенные вопросы (кроме “кто виноват?” и “что делать?”).
Дмитрий Сухнев специально для ЕАН.
Фото: diapazon4life.ru, ross-bel.ru, 4esnok.by, tass.ru, mlyn.by