Формальным поводом увольнения Дениса Маханькова стали нарушения, выявленные при проверке случая с нянечкой, вытершей лицо пациентке грязной тряпкой. Однако среди объяснений такого решения были и другие причины. Источники в правительстве области называли закупки, которые больница осуществляла у структур, аффилированных с семьей Маханьковых и их деловых партнеров. Отец Дениса Маханькова — Олег Маханьков, главврач Областной клинической больницы № 3 — одного из крупнейших медучреждений области, более известного как «Больница скорой помощи». Маханьков-старший считается в медицинских кругах Южного Урала одной из самых влиятельных персон.
Адреса, явки, пароли, госконтракты
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская больница № 2 города Миасс» (далее ГКБ № 2) — самая большая больница одного из крупнейших городов Челябинской области. Подчиняется напрямую министерству здравоохранения региона, которое, по данным налоговой службы, является учредителем ГКБ № 2. Главврачом до сегодняшнего дня числился Денис Маханьков.
Юридический адрес больницы — Миасс, ул. Ильменская, 81. Однако больница не единственное юридическое лицо, зарегистрированное по этому адресу. При этом нас не очень взволновало, например, то, что здесь числится приход храма великомученика и целителя Пантелеймона Русской православной церкви или городская организация профсоюза медицинских работников. А вот что делает в одном здании с больницей несколько коммерческих фирм?
Например, ООО «Медицинский центр "Миасский"» (далее — ООО «МЦМ»). Учредителем и директором этой компании является Андрей Кабанов. Кабанов, скажем, забегая вперед, оказался давним деловым партнером семьи Маханьковых. Сама же структура за последние несколько лет заключила с больницей, в помещении которой она находится, контрактов на сумму 20 млн рублей. Это услуги по мультиспиральной компьютерной томографии больным и услуги по аренде медицинского оборудования. В этом году компания выиграла тендеры на общую сумму чуть менее 7,7 млн рублей. Торги проходили через электронный аукцион, иных участников в них не было.
Кроме того, ГКБ № 2 — единственный потребитель услуг ООО «МЦМ», контракты с которым прошли через систему госзакупок.
ООО «МЦМ» — правопреемник ЗАО с аналогичным названием, которое прекратило деятельность, если верить Федеральной налоговой службе, еще в 2016 году. Ее директором также был Андрей Кабанов, а учредителем — Алексей Абрамкин, известный в городе пластический хирург, до сих пор, судя по документам больницы, состоящий в штате ГКБ № 2. ЗАО точно так же являлось поставщиком больницы ровно тех же услуг, что и ее правопреемник.
Кроме того, Абрамкин вместе с Денисом Маханьковым были учредителями ООО «Миасский медицинский центр» (далее — ООО «ММЦ»), которое функционировало до марта 2011 года (сам господин Маханьков стал главврачом ГКБ № 2 в ноябре 2010 года). Директором ООО «ММЦ» и ликвидатором ЗАО «МЦМ» была некая Елена Абрамкина — вероятно, родственница Алексея Абрамкина.
Андрей Кабанов также является соучредителем ООО «Научно-практический центр дополнительного профессионального образования "Юнекомс"» (далее - «Юнекомс»). Когда-то в числе учредителей «Юнекомса» значилась и некая Татьяна Дубинская (в девичестве — Маханькова).
Компания оказывает услуги по профессиональному образованию и переподготовке медицинских работников. Причем, судя по данным сайта госзакупок, делает это по всей стране и в основном для медицинских работников силовых структур (Вооруженные силы, ГУФСИН, МВД, Росгвардия). И — порой ну очень недорого. Например, вполне способны провести переподготовку, условно говоря, врачей медсанчасти МВД по Калининградской области всего за 2100 рублей.
Работает «Юнекомс» и с ГКБ № 2 Миасса. Судя по данным сайта госзакупок, в этом году фирма выиграла 9 контрактов на общую сумму 514 тыс. рублей.
Наконец, есть у Андрея Кабанова и другие связи с семьей Маханьковых. Ему принадлежит 20% в некоем ООО «Март». Директором в нем числится Елена Кабанова (видимо, родственница). А владельцем 80% — Ольга Маханькова, по нашим данным, жена Олега Маханькова — отца Дениса и главврача ОКБ № 3. Кроме того, госпожа Кабанова является директором в ООО «Актив», 99% в котором, судя по данным ЕГРЮЛ, владеет Олег Маханьков.
В том же здании ГКБ № 2 Миасса зарегистрировано ООО «Уралмедсервис», которое на 65% принадлежит Алексею Доброзракову и на 35% — Михаилу Балановскому.
Эта компания только в нынешнем году выиграла 11 конкурсов на поставку различного медоборудования, инструментов и техники для нужд ГКБ № 2 Дениса Маханькова на общую сумму чуть более 1,8 млн рублей. И еще 8 конкурсов на общую сумму около 3,1 млн рублей — от ОКБ № 3 Олега Маханькова.
Кроме того, на счету компании 3 тендера более чем на 16 млн рублей от минздрава области (во время, когда министром был Сергей Приколотин, выходец из Миасса, впрочем, об этом попозже) и 6 контрактов на 425 тыс. рублей от городской больницы № 3 Миасса (в формальном подчинении областного минздрава). Больше половины всех этих поставок — либо без снижения первоначальной цены, либо в качестве единственной заявки на конкурс (данные — сайт госзакупок, и база «Фокус.Контур»).
Кроме того, господа Балановский и Доброзраков входят в число учредителей (16% и 17% соответственно) ООО «Доминанта», которая также занимается поставкой, обслуживанием и ремонтом медоборудования.
Только в этом году «Доминанта» выиграла 22 тендера ГКБ № 2 на сумму более чем 5,1 млн рублей. Отношения с ОКБ № 3 более значимые — 25 контрактов более чем на 36 млн. Тридцать восемь из 47 этих контрактов — без снижения первоначальной цены. Есть на счету «Доминанты» и поставки горбольницам № 1, № 3 и № 4 Миасса (11 контрактов примерно на 3,2 млн рублей).
Еще одним поставщиком ОКБ № 3 является ИП Дмитрий Алексеевич Доброзраков (видимо, сын Алексея Доброзракова). В этом году он предоставил больнице услуги финансовой аренды (лизинг) видеоэндоскопической системы Optera (Olympus) за 10 млн рублей, а также небольшую (на 36 тыс. рублей) услугу по экспертизе и оценке. Других госконтрактов у Дмитрия Доброзракова в системе госзакупок не числится.
Доброзраков-младший не единственный ИП, являющийся контрагентом ОКБ № 3. Еще одним (3 контракта, 11 млн рублей) является Елена Серышева.
Впрочем, вернемся в Миасс. Здесь уже 15 лет в одном с ГКБ № 2 здании числится АНО (автономная некоммерческая организация), которая так и называется «Городская больница № 2». Ее учредителями стали мэрия Миасса и бывший глава города Станислав Третьяков. А ее директором, по данным ЕГРЮЛ, числится Антон Криушов, который также является директором ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи города Миасса» (в подчинении областного минздрава).
АНО, судя по доступной отчетности, занимается в основном медосмотрами. Примерно на 30 млн рублей годовой выручки. Среди них, например, два госконтракта на 900 с лишним тыс. рублей на медосмотры коллег — сотрудников ГКБ № 3 Миасса.
Точно такая же АНО есть и при этой самой ГКБ № 3. Причем в число ее учредителей кроме мэрии Миасса входил и лично экс-министр здравоохранения Челябинской области Сергей Приколотин. В том числе в то время, когда он являлся министром.
Кроме того, в одном из ООО, в числе учредителей которой когда-то числился Сергей Приколотин — ООО «Спектр-плюс» (основной вид занятий — торговля семенами), директором значится Анатолий Алилуев. Он же — совладелец (10%) ООО «Февраль», «мажоритарием» которого (90%) является… уже упоминавшийся нами Андрей Кабанов.
Выводы
Исследованные нами связи нескольких физических и юридических лиц — малая часть общего объема закупок, осуществляемых крупнейшими медицинскими учреждениями региона, к руководству которыми имеет отношение семья Маханьковых.
Крупнейшая больница Миасса — это 660 закупок, прошедших в этом году через систему госконтрактов, на несколько сотен миллионов рублей. А ОКБ № 3 — одно из мощнейших и самых многопрофильных медучреждений области, которое в год осуществляет тысячи закупок на миллиард с лишним рублей. И большая часть этого и вовсе уходит не челябинским поставщикам.
На этом фоне обнаруженные нами истории, которые едва тянут на 70 млн рублей в год, — честно говоря, мелочь. Которая легко теряется в общем вале закупок. Но только на этом фоне.
Более того, формально ничего из того, что мы нашли и описали, не является само по себе нарушением законодательства. Более того, искать нарушения закона и виновных в этом не является задачей этой публикации. Куда более компетентные органы есть. А медицина - история очень дорогая. С необозримо широким ассортиментом необходимых для закупки лекарств, инструментов, оборудования, техники, необходимой для врачей и пациентов. Особенно если это медицина современная, массовая и качественная.
И к профессиональным династиям мы относимся более чем положительно. Особенно в медицине — профессии, подразумевающей приоритет жизни человека и высокие моральные качества. Если это не перерастает в кумовство, клановость и всегда сопутствующие им финансовые «хотелки» аффилированных структур.
«Сразу три влиятельные фигуры в южноуральской медицине — Александр Журавлев (экс-главврач Челябинской областной клинической больницы, а ныне — председатель комитета по социальной политике Заксобрания области, избирался по округу, в состав которого входит часть Миасса), Сергей Кремлев (экс-министр здравоохранения, ныне главврач клиники Южно-Уральского государственного медицинского университета) и Олег Маханьков — ходили к руководству области, просили оставить министром здравоохранения Сергея Приколотина, — рассказал высокопоставленный источник ЕАН в правительстве региона. — Говорили, что в области только-только удалось настроить систему. Ничего удивительного — Приколотин же для них «свой», миасский».
И правда, ничего удивительного. Такова часть общей картины дел в региональном здравоохранении Челябинской области. Которое явно нуждается в определенной и достаточно серьезной ревизии.