Бизнесмены признали, что в России сегодня сложнее заниматься предпринимательством, чем в девяностых, пишет РБК со ссылкой на опрос НАФИ по заказу PwC.
О трудностях ведения бизнеса в наше время сказали 52% опрошенных. Авторы исследования опрашивали два поколения бизнесменов — тех, кто работал в девяностые, и молодых.
Почти 69% старших респондентов считают, что сегодня бизнес вести легче, чем в 1990-х, но 39% заявили, что вести бизнес стало труднее.
Младшее поколение воспринимает действительность более пессимистично и идеализирует прошлое. 55% ответили, что вести бизнес стало тяжелее по сравнению с 1990-ми, и лишь 38% заявили, что легче.
Около 42% опрошенных утверждают, что видят улучшение условий для бизнеса, связанное с тем, что услуги стали доступнее, а схемы ведения дел – прозрачнее. Кроме того, в нынешнее время отсутствует уровень криминала, свойственный девяностым. Однако большая часть респондентов отмечает ухудшение предпринимательских условий, объясняя это высокими налогами, административными барьерами, ограничивающими законами и отсутствием поддержки со стороны государства.
«И тех, и других объединяет убежденность в том, что в минувшие 30 лет по ряду параметров ведение бизнеса в стране улучшилось. Хуже дела обстоят, по их мнению, с ценами на топливо и электричество, а также с квалификацией наемных работников», — заявил изданию управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков.
Согласно опросу, все респонденты недовольны ростом на 90% цен на топливо и электроэнергию по сравнению с девяностыми, снижением квалификации персонала и покупательной способности населения, ростом уровня коррупции в отношениях бизнеса с государством.
«Сейчас у нас застой, как в 1970-х. Тоскливо. Маржинальность бизнеса намного ниже, чем в 1990-е. НДС 20% — только в развитой Европе и у нас. Главное, чем сейчас приходится заниматься, — это ежедневно искать, где и как еще можно сократить затраты, иначе убыток, а затем и банкротство не за горами», — приводит PwC слова президента ретейлера Finn Flare Ксении Рясовой.