РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 30 ноября 2019 в 16:48

Гангстерская элегия. Рецензия на фильм «Ирландец»

Максим Гареев посмотрел долгожданную картину Мартина Скорсезе. Живой классик мирового кино выпустил свой 3,5-часовой криминальный эпос на стриминговом сервисе Netflix.
Кажется, что это кино ждали все. О замысле великого режиссера объединить в экранизации нашумевшей документальной книги о мафии «Я слышал, ты красишь дома» не менее великих Роберта Де Ниро, Аль Пачино и Джо Пеши было известно довольно давно, но путь фильма на экраны был тернистым. Еще на стадии препродакшена бюджет перевалил за 100 млн долларов, из-за чего компания Paramount решила не рисковать с таким проектом. А в феврале 2017-го Netflix приобрел «Ирландца» — Скорсезе получил недостающие деньги и полный творческий карт-бланш. Таким образом, проект превратился в самый дорогостоящий и масштабный за всю карьеру постановщика. Но оправдался ли такой риск на старости лет?
На все сто процентов. С каждой свежей новостью — будь то о рекордно долгих съемках или беспрецедентным компьютерным омоложением на экране главных звезд — наши ожидания и боязнь вероятного разочарования только усиливались, но мы и не предполагали, насколько грандиозным и мощным окажется воплощение этого замысла Скорсезе.
Итак, перед нами история киллера Фрэнка Ширана по кличке Ирландец (Роберт Де Ниро) — простого дальнобойщика, ветерана Второй мировой. Волею судеб Ширан пересекся сначала с влиятельнейшим мафиози Расселлом Буфалино (Джо Пеши), став его подручным и «карающим мечом», а затем и с мегапопулярным лидером профсоюза рабочих Джимми Хоффой (Аль Пачино), с которым его связала близкая дружба. Головокружительный взлет и падение криминальной и профсоюзной карьеры главного героя проходят на фоне главных событий американской новейшей истории, причем в некоторых из них, по его словам, он принял самое непосредственное участие.
Ширан — реальное лицо. Перед своей смертью в 2003 году он рассказал писателю и публицисту Чарльзу Брандту историю своей жизни, которая изобиловала рядом шокирующих признаний. В частности, киллер заявил, что именно он убил Хоффу, чье таинственное исчезновение превратилось даже в культурный феномен. На основе этих откровений Ширана Брандт и написал ту самую книгу. Разумеется, ее грядущая экранизация подняла шумиху, и многие специалисты утверждают, что нет никаких доказательств деяний Ирландца, а посему вся его история — не более чем красивый вымысел. Однако Скорсезе все-таки снял художественный фильм, так что на этом не стоит зацикливаться.
Своей новой картиной, снятой, к слову, по сценарию обладателя «Оскара» за «Список Шиндлера» Стивена Зеллиана, 77-летний режиссер сполна доказал, что не растерял хватку. «Ирландец» словно высечен из одного цельного куска мрамора — настолько это ровное и монолитное кино. Несмотря на претензии в некоторой затянутости, из этого 3,5-часового эпоса нельзя выкинуть ни минуты. Скорсезе, с одной стороны, снял его в лучших традициях культовых «Славных парней» и «Казино», хотя и чуть более сдержанно, особенно в сценах насилия, которые временами даже пугают своей обыденностью, а с другой — финальный акт приобрел необычную для постановщика скорбную интонацию, из-за чего фильм можно назвать настоящей гангстерской элегией.
По большому счету, к «Ирландцу» можно предъявить только одну претензию. И она связана с этим пресловутым компьютерным омоложением. Да, внешне даже на крупных планах результат выглядит весьма впечатляюще, однако глаза и походка (а в случае с Де Ниро еще и мимика) все равно выдают истинный возраст актеров, из-за чего в первой половине фильма зачастую трудно разобраться, сколько на самом деле лет их персонажам. Здесь, конечно, можно посетовать на каприз режиссера, настоявшего, чтобы главные роли исполнили его любимые артисты, которые являются его ровесниками, но чем дальше, тем сильнее понимаешь, что это фактически последний такой масштабный и дорогой фильм в их карьерах.
Прозябавшие в последние годы в проектах разной степени сомнительности Роберт Де Ниро и Аль Пачино, а также завязавший с кино еще 20 лет назад Джо Пеши (уговорить его стоило немалых трудов) играют просто фантастически. Трудно даже сказать, кому из них здесь отдать первую скрипку. Аль Пачино энергичен и экспрессивен в роли Хоффы, прямо как в свои лучшие годы. Именно он вплотил в «Ирландце» традиционного персонажа Скорзезе — борзого, наглого и дерзкого, который в какой-то момент явно выходит из берегов. А вот игравший обычно таких героев Джо Пеши, напротив, рвет все стереотипы. Его Буфалино даже ни разу не повысил голос за весь фильм, но при этом ни у кого нет сомнений в том, почему этот человек был одним из самых влиятельных американских мафиози 60-70-х годов. По этому актеру мы очень скучали, и его явно не зря уговорили вернуться.
Но, пожалуй, больше всех поразил Де Ниро. Его персонаж зачастую скучен, даже аморфен. Будучи верным солдатом своего босса, он не скрывает своего дилентантизма во многих вопросах, скуп на эмоции, однако пронзительный и душераздирающий финальный акт картины держится во многом только на нем. И все стадии своего героя Де Ниро отыгрывает гениально, делая (как и два других его партнера) весомую заявку на «Оскар».
Из других актеров прежде всего хотелось бы отметить звезду сериала «Подпольная империя» Стивена Грэма, блеснувшего в роли гангстера Энтони Провенцано, заглянувшего на огонек в камео 80-летнего Харви Кейтеля, а так же Анну Пэкуин, сыгравшую одну из дочерей Фрэнка Ширана Пегги. За весь фильм у нее только одна реплика, однако здесь тот случай, когда молчание выглядит красноречивее любых слов. И именно ее героиня — самый важный женский персонаж картины.
Так уж получилось, что из-за выхода «Ирландца» и из-за своих высказываний о фильмах Вселенной Marvel Скорсезе стал главным хедлайнером новостей из мира кино в последние месяцы. Великий режиссер серьезно рисковал подставить себя под шквал критики и насмешек в случае провала. Однако его фильм стал настоящим глотком свежего воздуха в 2019-м. Это подчеркнуто старомодное, даже несмотря на все технические ухищрения, кино. Здесь практически нет экшена, а почти весь хронометраж занимают мужские разговоры в разнообразных интерьерах.
Но при этом от «Ирландца» невозможно оторваться, а от его финала и вовсе становится не по себе. Сразу понимаешь, почему маэстро взял на главные роли именно этих актеров, потому что никто из более молодых их коллег не сумеет ТАК рассказать нам о старости. Пожалуй, еще никогда гангстерское кино не было настолько грустным и скорбным. И в этом истинное величие фильма Скорсезе.
Максим Гареев
almaceramica
Главные новости
От «вот тебе» до «на тебе» — как главред ЕАН на выборы мэра Челябинска ездилПочему нельзя помогать женщинам с ЭКО, рассказал челябинский священникНа бойца СВО с российским гражданством возбудили дело в УзбекистанеВладелица фермы в Свердловской области назвала истинные причины подорожания молокаДесяток идей для борьбы с вымиранием россиян перечислили в ЧелябинскеВековая сменяемость поколений, или Как работает первый в Екатеринбурге детсад при вузе