ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. По традиции в эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами последние громкие события, произошедшие в Екатеринбурге, Свердловской области и мире.
Коррупционное наследство
Следствие объявило о завершении расследования уголовного дела экс-начальника Свердловской железной дороги Алексея Миронова, который ранее свел счеты с жизнью. Дело прекратили до суда по нереабилитирующим основаниям, то есть Алексей Миронов признан виновным в получении взяток и превышении полномочий. При этом родственники и СК делят его наследство. Ведомство предъявило иск об обращении в доход государства 144 млн рублей, полученных незаконным путем. Сами же родственники, по данным ЕАН, рассчитывают на возврат арестованного имущества. Шансы обеих сторон взвесил юрист Илья Сухнев.
«Теоретически есть основания для того, чтобы вернуть имущество в казну. В последнее время в России практикуется взыскание, так сказать, нетрудовых доходов. Сначала была практика взыскания у самих чиновников, потом ее стали распространять на родственников, на которых те записывали квартиры и машины. Недавно Конституционный суд закрепил эту практику, разрешил изымать имущество у семей и знакомых коррупционеров.
У родственников, теоретически, тоже были бы основания вернуть имущество. Напомним, арест был наложен для обеспечения выплаты гигантского штрафа, который предусмотрен в наказание за взятку. Но когда уголовное дело прекращается в связи со смертью обвиняемого, то он освобождается от наказания – как от лишения свободы, так и от штрафа. Соответственно, с этой точки зрения имущество подлежит возврату в наследственную массу.
Но, поскольку все-таки распространяется практика взыскания нетрудовых доходов, то имущество все же могут изъять в казну.
Примечательно, что родственники, по сути, сами подтвердили виновность Алексея Миронова. У них была возможность настаивать на продолжении расследования и направлении дела в суд. Но они почему-то не захотели бороться», - говорит Илья Сухнев.
Уктусский маньяк
В Екатеринбурге задержали подозреваемого в убийстве двух девушек, которое было совершено 26 августа. Сейчас он арестован и пробудет под стражей до 8 февраля. Алексей Александров признался в содеянном, а на вопрос суда, зачем он совершил преступления, сказал: «долго объяснять».
Видео с допроса Александрова, а также из суда, где утверждали меру пресечения, облетели интернет. Многие пользователи посчитали, что на самом деле девушек застрелил другой человек, а не Александров – потому что, во-первых, он примерный семьянин, отец трехлетнего малыша, а во-вторых, слишком безэмоционально себя ведет. О том, действительно ли задержанный – маньяк, рассуждает профайлер, эксперт по лжи и языку жестов Илья Анищенко.
«Я смотрел видео и с допроса, и с заседания суда. Судя по всему, этот человек – начинающий маньяк, которого вовремя поймали, иначе могли бы быть новые жертвы. Почему люди не верят, что это он? Чикатило, например, тоже был примерный семьянин. Такие люди, казалось бы, живут обычной жизнью, работают, но при этом имеют желание убивать.
Задержанный отвечал на вопросы совершенно без эмоций, что сразу говорит о том, этот человек социопат или психопат. Ни одна мышца на его лице не дрогнула. На видео из суда видно, как он сначала сидит абсолютно спокойно, но вдруг, когда объявляют, что на заседании присутствует мама одной из убитых девушек, вдруг пугается, начинает ее искать глазами и говорит «они не должны были умереть». Это может говорить о том, что у него могли быть проблемы с матерью. 90% маньяков в детстве сталкивались с насилием. И они искали потом жертв, которые похожи на тех людей, которые их обижали. В данном случае, раз он убил девушек, это насилие могло быть со стороны женщины. Плюс острая реакция на слова о присутствии матери жертвы. Возможно, что в детстве у маньяка были проблемы с матерью.
Хорошо, что его поймали вовремя. Это к первому убийству маньяки долго готовятся, возможно, даже годами. А потом уже могут совершать преступления чаще – раз в год, два», - говорит эксперт.
В чем подвох выходного 31 декабря
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев перенес рабочий день с 31 декабря на субботу, 28 декабря. Согласно указу, инициатива обязательна только для госучреждений, но до конца судьба выходного дня пока ясна не всем. Партнер юридической компании «Правовые интересы» Анна Чернышева проанализировала документ за подписью главы региона и объяснила, что он имел ввиду, а также рассказала, с какими последствиями могут столкнуться предприятия в связи с такими изменениями графика.
«Указанный акт распространяется пока что лишь на лиц, непосредственно имеющих отношение к системе государственных органов региона: то есть ведомств областного правительства, законодательного собрания, региональных бюджетных учреждений Свердловской области.
Но напрямую на лиц, которые относятся к системе муниципальных органов и органов федерального значения - не распространяется, это прямо следует из текста, в котором содержится лишь рекомендация к руководству соответствующих органов последовать примеру областных врачей. Будет ли это сделано на муниципальном и федеральном уровне - не ясно. Также это однозначно не затрагивает частный сектор.
Отмечу, что для сотрудников кадровых служб и рядовых сотрудников подарок губернатора может обернуться огромным количеством лишней работы, так как очень многие уже взяли отпуск на 31 декабря, чтобы улететь заранее на отдых, либо иным образом скорректировали трудовое расписание. Сейчас же сотрудникам кадровой службы придется переделывать приказы на отпуск, руководителям - корректировать уже изданные приказы. Допустим, если человек улетает 29 числа - он заранее может попросить себе отпуск на этот день, и этот день может попасть в график отпусков. Всем известно, что на долгие праздники отпуск не берут - они ведь и так праздники. Сейчас же выйдет, что человек взял отпуск в праздничный день.
Инициатива может быть фатальной для исполнения некоторых требований трудового законодательства. Оно содержит очень жесткие сроки для ряда мероприятий, например, привлечения к ответственности, сокращения и так далее. Допустим, на предприятии о сокращении объявили 31 октября 2019 года (это понедельник, рабочий день), соответственно, 31 декабря 2019 года лица, попавшие под сокращения, должны быть уволены. Теперь же оказывается, что день увольнения выпадает на нерабочий день, а значит - переносится на первый рабочий день после праздников. Соответственно, январские праздники так же подлежат оплате сокращенным работникам», - поясняет Анна Чернышева.