После сегодняшней катастрофы в Казахстане, в которой погибли как минимум 15 человек, эксплуатацию самолетов Fokker временно запретили. Агентство ЕАН решило выяснить, что известно о лайнерах этого типа, и оказалось, что они попадали в авиакатастрофы десятки раз.
Fokker - это самолеты нидерландской авиастроительной компании, названной в честь основателя — Антона Фоккера. Она начала свою деятельность в феврале 1912 года, а закрылась в марте 1996 года по причине банкротства. За это время было произведено 283 самолета Fokker 100 – таких же, как тот, что разбился в Казахстане. Еще десять лет назад эксплуатировалось 229 таких лайнеров. В России они не используются, а в Казахстане сейчас на них перевозит пассажиров только одна авиакомпания - Bek Air.
Вспомним самые резонансные авиапроисшествия с Fokker 100.
Первый самолет разбился в 1993 году в Македонии при наборе высоты. Причиной стало обледенение крыла. Тогда погибли 83 человека из 97 находящихся на борту.
В 1996 году Fokker 100 разбился в Сан-Паулу – практически сразу после взлета он рухнул в густонаселенный район. Погибли все, находящиеся на борту, 95 человек и четыре человека на земле. Причиной катастрофы назвали самопроизвольный переход двигателя № 2 в режим реверса тяги, ошибки экипажа.
Интересно, что именно на самолете Fokker 100 летал премьер-министр Кот-д'Ивуара Гийома Соро – в июне 2007 года лайнер при посадке обстреляли из гранатометов. Погибли три члена делегации, Соро выжил.
Несколько раз Fokker 100 совершал аварийные посадки. Последняя произошла в Астане в 2016 году 27 марта. Самолет авиакомпании Bek Air совершил аварийную посадку без переднего шасси, к счастью, никто не погиб. Причиной ЧП назвали конструктивно-производственный дефект троса привода гидроагрегата управления уборкой и выпуском стоек шасси. На время расследования в Казахстане запрещали эксплуатацию Fokker 100, но потом возобновили.
На тот момент парк Bek Air состоял из восьми самолетов этого типа. Судя по всему, в сегодняшней катастрофе в Алма-Ате разбился один из них.
Как заявил ЕАН заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, Fokker очень популярен во многих странах мира.
«Он зарекомендовал себя, как надежный, безопасный и экономичный вариант. В России его не применяют только потому, что наши авиакомпании предпочитают другие типы самолетов – побольше, так как у нас часто надо преодолевать длинные расстояния даже внутри страны.
Что привело к трагедии в Алма-Ате, будет выяснять комиссия. Я слышал версию об отказе двигателя. Но любой современный самолет, в том числе и этот, спроектирован так, что даже при отказе одного двигателя, может продолжить полет на другом. Хорошо, что при аварии самолет не загорелся, а значит сохранились «черные ящики». Думаю, что их расшифровка позволит восстановить объективную картину происшествия», - сказал Олег Смирнов.