Управления Следственного комитета на транспорте в регионах России будут расформированы, аппарат сокращен полностью, а часть следователей распределены по территориальным отделам. Из восьми ведомств останется только московское. Информацию об этом ЕАН сообщил источник, близкий к центральному управлению СК в Москве.
Слухи об изменениях в структуре СК ходили с конца 2019 года. Судя по документу, оказавшемуся в распоряжении ЕАН и других СМИ, глава СКР Александр Бастрыкин принял решение оптимизировать расходы на кадровый состав комитета. Процесс было решено начать с анализа эффективности работы следователей на транспорте.
По всем управлениям отчеты должны быть подготовлены к 14 февраля. Однако уже сейчас в центральном управлении уверены, что транспортный СК не сможет доказать свою эффективность.
Отчасти это может быть связано со спецификой статей Уголовного кодекса РФ и сложившейся практикой взаимодействия служб.
Так, например, статьи 318 УК РФ "Применение насилия в отношении представителя власти" и 319 "Оскорбление представителя власти" подследственны только СК. Специфика их связана с публичностью преступления. При этом порядка 30% расследуемых в СК на транспорте преступлений связаны именно с этими статьями. Но высокое количество подобных правонарушений свидетельствует о некачественной профилактике, что невыгодно полиции. Поэтому МВД не заинтересовано в выявлении этих преступлений, а значит и положительной отчетности у следователей по этим делам нет.
Москва в свою очередь использует скромную статистику транспортного СК как аргумент в пользу идеи ликвидации структуры.
Отметим, в сферу расследований СК на транспорте входят и многочисленные преступления в системе РЖД. Следователи регулярно отчитываются о выявленной коррупции на всех уровнях этой организации. Так, например, в декабре 2018 года в Екатеринбурге был задержан начальник СвЖД Алексей Миронов. Первоначально он подозревался в получении взятки, позже дело обросло дополнительными эпизодами. Топ-менеджер в итоге свел счеты с жизнью. В феврале Кировским судом Екатеринбурга будет рассмотрен иск от транспортной прокуратуры к жене Миронова, Майе Бутко. В надзорном ведомстве полагают, что часть арестованного по делу главы СвЖД имущества должна быть изъята в пользу государства.